Error: не определено #11234. Григорианский календарь год. Старый и новый стиль

Григорианский календарь год. Старый и новый стиль

Почему у нас Октябрьская революция в ноябре, рождество не со всеми, и есть странный праздник под не менее странным названием «Старый новый год»? А что происходило в России с первого по четырнадцатое февраля 1918 года? Ничего. Потому что этого времени в России не было — ни первого февраля, ни второго, ни далее до четырнадцатого в тот год не случилось. Согласно «Декрету о введении в Российской республике западноевропейского календаря».


Декрет подписан товарищем Лениным и принят, как указано в документе, «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Конечно, решение было политическим. Но и наболевшим, безусловно, тоже. Как говорится, совместили одно с другим, или, опять же, как писал великий Горин: «Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить». Большевикам не нравились церковные торжества, аресты уже порядком поднадоели, и тут как раз подвернулась идея. Не свежая.


В 1582 году жители славного города Рима легли спать четвертого октября, а проснулись на следующий день, но день этот был уже пятнадцатым. Разница в 10 суток накопилась за долгие годы и решением папы Григория XIII была исправлена. Само собой, после длительных совещаний и переговоров. Осуществляли реформу на основе проекта итальянского доктора, астронома и математика Луиджи Лиллио. К середине XX века григорианским календарем пользовался почти весь мир.


РПЦ реформу 1582 года решительно осудила, отметив, что Римская Церковь слишком уж любит «новшества» и потому совершенно «безрассудно» идет на поводу у астрономов. Да и вообще - «григорианский календарь далек от совершенства».


Астрономы между тем не молчали и, найдя поддержку некоторых ученых российских мужей, уже в 30-е годы XIX века от имени комиссии, созданной по календарному вопросу при Академии наук, высказались в пользу григорианского календаря. Николай I доклад министра просвещения князя Ливена выслушал с интересом и... согласился с князем, что календарная реформа в стране, как заметил Его Величество, «не желательна».

Очередная календарная комиссия собиралась в октябре 1905 года. Время выбрали более чем неудачное. Ясное дело, Николай II называет реформу «нежелательной» и довольно сурово намекает членам комиссии, что надо бы отнестись к вопросу «весьма осторожно», имея в виду политическую ситуацию в стране.


Ситуация между тем накалялась, и в результате случилось то, что теперь все знают как Октябрьскую революцию. В ноябре 1917 года на заседании Совнаркома было решено заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный».


Противоречия с православными праздниками - не смущают. Напротив, «старорежимные» Морозы и елки должны уйти вон из новой страны. На утренниках и приемах читают стихи поэта Валентина Горянского:


Скоро будет рождество

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Елку срубит топором,

Отпустивши злую шутку...


Горянский, шутит. Он поэт-сатирик. Он не то чтобы не любит революцию, он находится в глубокой депрессии. Бежит в Одессу, потом уезжает в эмиграцию. Но стихи про буржуазный праздник уже опубликованы. Подняты, как знамя, и вовсе без шуток. Прекращается выпуск новогодних открыток, и населению новой страны велено упорно трудиться, а если и праздновать, то новые даты...


С датами выходит путаница. После перехода на «новый стиль» оказывается, что революция в ноябре, Новый год становится старым, в смысле по старому стилю и переезжает на после Рождества, а Рождество, в свою очередь, оказывается 7 января. В справочниках появляются даты в скобочках. Сначала старый стиль - потом в скобках новый.


Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко вносят в 2007 году в Государственную Думу новый законопроект - о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечают, что «мирового календаря не существует» и предлагают установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании принимают только четыре депутата. Трое - против, один - за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование игнорируют.


Так и живем пока. На широкую русскую ногу и с распахнутой русской душой, отмечая католическое Рождество до Нового Года, потом Новый год, потом Православное Рождество, старый Новый год и... далее везде. Уже невзирая на даты. И на лица. Кстати, в феврале Новый год по восточному календарю. И документ у нас есть, если что - декрет 1918 года «о введении в Российской республике западноевропейского календаря».


Анна Трефилова

Говоря о датах, часто приходится сталкиваться с распространённым ошибочным мнением, связанным с пересчётом дат из юлианского календаря в григорианский (из «старого стиля» в «новый»). Значительная часть людей считает, что эта разница всегда составляет 13 дней. На самом деле, всё гораздо сложнее и разница между календарями меняется из века в век.

Прежде всего, надо объяснить, с чем связано появление разных календарей. Дело в том, что Земля делает полный оборот вокруг Солнца не за 365 или 366 дней, а за 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды (сведения для 2000-х гг.).

В юлианском календаре, введённом в 45 г. н.э. и распространившимся на всю Европу, в т.ч. (через Византию) – и на Русь, заложена продолжительность года 365 дней и 6 часов. «Лишние» 6 часов составляют 1 день – 29 февраля, который добавляется один раз в 4 года.

Таким образом, юлианский календарь неточен, и со временем эта неточность стала очевидной при расчёте христианских праздников, прежде всего, Пасхи, которая должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего равноденствия.

На эту проблему обратила внимание католическая церковь, и с 1582 г. был введён григорианский календарь. Папа Григорий XIII 5 октября 1582 г. издал буллу, приказывающую считать 5 октября 15. Таким образом, разница между календарями составляла в XVI веке 10 дней.

Григорианский календарь основан на следующих принципах:

  1. Так же, как и в юлианском календаре, каждый четвёртый год – високосный.
  2. Годы, кратные 400 (например, 1600 и 2000) – тоже високосные.
  3. Исключение составляют годы, кратные 100 и не кратные 400 (например, 1700, 1800 и 1900): они високосными не являются.

Таким образом, расхождение между юлианским и григорианским календарём выглядит следующим образом:

ХVI в. 10
ХVII в. 10
XVIII в. 11
XIX в. 12
XX в. 13
XXI в. 13
XXII в. 14
XXIII в. 15
XXIV в. 16
XXV в. 16
XXVI в. 17

В России григорианский календарь был введён декретом Совета народных комиссаров от 24 января 1918 г. После 31 января 1918 г. наступило 14 февраля.

Таким образом, большую часть времени, по которой можно составить родословную (XVII – начало XX веков) в России действовал юлианский календарь, и все даты требуют пересчета в соответствии с таблицей, приведённой выше. Например, 150-летний юбилей отмены крепостного права (манифест от 19 февраля 1861 г.) – 3 марта 2011 г.

В настоящее время юлианский календарь продолжают использовать некоторые поместные православные церкви, в том числе и Русская Православная церковь. Значительная часть православных церквей (например, Греческая) приняла новоюлианский календарь, рассчитывающий високосные годы по другой, чуть более сложной модели. Однако до XXIX века никаких расхождений между григорианских и новоюлианским календарями не будет.

Владимир Губанов

(В приведенных речениях сочинителей, слова в круглых скобках – подлинника. Слова в прямоугольных скобках–наши пояснения, В.Г.).

У православных христиан новый год начинается осенью, 1-го числа месяца септемврия (1-го септемврия по старому стилю– это 14 сентября по новому стилю): так по месяцеслову, по уставу Церкви, который обязателен для всех, и священников и мiрян.

До 1492-го года в России новый год начинался весною 1-го марта. Это начало древнее и разумнее, нежели начало года 1-го сентября или тем паче 1-го января; но оно было оставлено. То, что раньше новый год начинался весною, видим в Богослужебном пасхальном каноне, который употребляется в Церкви и по которому счет ведется именно от Пасхи, от Воскресения Христова, там говорится: "1-ое воскресение по пасхе", "2-ое воскресение по пасхе", и так далее.

Итак, уже три новых года: один весенний 1-го марта, второй осенний 1-го сентября, и третий зимний, гражданский новый год, 1-го января. Учитывая по старому и по новому стилю, получаем шесть Новых годов в одном году. Каков смысл происхождения этих летосчислений?

Жизнь на земле была не всегда, поэтому весьма разумно, что начало жизни, весна жизни – это и есть начало года,– так появился весенний Новый год. Но когда урожай созрел и собран, естественно год закончился, – так появился осенний Новый год. Кстати, и у детей новый учебный год начинается осенью 1-го сентября. А зимний, гражданский Новый год был введен в России по указу царя Петра I в 1700-м году, впрочем по указу Петра дозволялось пользоваться сразу двумя календарями с двумя новыми годами, и сентябрьским и январским.

Новое летосчисление, которым пользуются ныне, было введено в 1582-м году по указу римского папы Григория, и потому оно называется григорианским календарем, или новым стилем. К тому времени римские папы уже не были православными и устраивали войны против православных стран, Византии и России (и даже католический орден крестоносцев воевал против католической Польши!).

Летосчисление, которое теперь называют старым стилем, было введено по совету астронома Созигена при Иулии Кесаре (Юлии Цезаре) в 46–45 году до Рождества Христова, и потому оно называется иулианским (или юлианским), старым стилем.

Много недостатков у современного календаря – григорианского, нового стиля: он и сложнее старого, иулианского счисления, и происхождением своим связан с языческими празднествами, языческими римскими календами, от которых и происходит слово календарь, и непрерывный счет дней в новом календаре нарушен, в нем год начинается среди сезона, зимою. (Слова "календарь" не было более тысячи лет, ни в Церкви, ни вне ее.)

Напротив же, весеннее и осеннее новолетие, каждое начинается с началом сезона, с началом времени года, что весьма удобно в быту.

В отличие от нового, по старому стилю удобно считать: три года имеют по 365 дней и четвертый, високосный, год 366 дней.

Но, утверждают, старый стиль отстает от нового стиля. Неужели? А, может быть, новый стиль спешит? Давайте проверим, и далее мы увидим, что, действительно, старый стиль точнее нового стиля, и притом точнее именно по данным науки, астрономии, хронологии, математики, метеорологии, мы увидим, что, с научной точки зрения, новый стиль спешит. А ведь не те часы хороши, которые идут быстро, а те, которые идут точно.

Когда в России обсуждалось, ввести ли григорианский, новый календарь для гражданского пользования, то именно образованная часть общества, в основном была против реформы календаря, и на заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В.В. Болотов, выражая общее мнение, сказал:

"Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения... Никейский Собор не постановлял ничего подобного" (Журнал 4-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 20 сенября 1899 года, стр. 18-19), и еще сказал он: "Самя отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю" (Журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 21 февраля 1900 года, стр.34).

Отчасти эти слова оказались пророческими: григорианский календарь оказался ненужным и теперь ученые хотят заменить его или исправить. Новый стиль уже устарел! И уже папа римский изъявил согласие на исправление григорианского календаря, на изменение нового стиля. Не случайно польский астроном Николай Коперник, хотя и был ревностным католиком, отказался от замены старого стиля на новый и от участия в составлении этого нового календаря, справедливо считая, что астрономия не располагает достаточной точностью для установления нового времяисчисления, и это верно и по сей день.

Второй Ватиканский собор 4-го декабря (н. ст.) 1963-го года большинством голосов, 2057-ю против 4-х, заявил, что "не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь" вместо современного григорианского. Итак, григорианская реформа оказалась не нужной, не вечной– новый стиль хотят заменить или исправить. Новый стиль не имеет ни научной точности, на которую претендовал, ни практического удобства, которым ценен старый стиль.

Вопреки ложному мнению, старый стиль не был канонизирован. Да и не может быть канонизировано научное открытие или мiровоззрение. Ибо научные открытия обновляются часто, а мiровоззрения меняются еще чаще. А Церковь всегда канонизировала только духовно-нравственные правила. Ибо при любой смене научных открытий, правительства, партий, во все века убийство остается убийством и воровство воровством.

Напротив, догматизирован был новый стиль, григорианский календарь догматическим посланием римского папы, буллою, которою повелевалось ввести новое счисление в католических странах. И вот теперь этот современный календарь хотят исправить или заменить,– новый стиль уже устарел! Об этом хорошо сказал священник и профессор, впоследствии священномученик, Димитрий Лебедев в своей работе "Календарь и Пасхалия": Новый григорианский стиль устарел: 400-летний его период не верен, 500-летний был бы лучше, всего же точнее 128-летний.

То есть, по мнению Димитрия Лебедева, все календари неточны, и вернее всего было бы вместо григорианского стиля употреблять более точный счет, с тридцатью одним високосным годом в каждые 128 лет, это цикл русского астронома, немца по происхождению, профессора нашего Дерптского, Юрьевского, а ныне зарубежного Тартуского, университета И.Г. Медлера (1794–1874 гг.), предложенного им в 1864-ом году.

(Источники:
Д.А. Лебедев, "Календарь и Пасхалия", М., 1924 г., стр. 30.
И. Медлер, "О реформе календаря", Журнал министерства народного просвещения, январь 1864 г., четвертое десятилетие, часть CXXI, отдел VI, Санктпетербург, 1864 г., стр. 9.
Причем, замысел о введении нового календаря в России тогда внедрялся масонским обществом, которое именовалось так: "германское ученое общество "das freie Hochstift für Wissenschaften, Künste und allgemeine Bildung in Goethe`s Vaterhause"", там же, стр. 9, перевод: "Cвободный высокий штифт для наук, искусств и общего образования в Гетевском дому отца".).

Но Иоанн Медлер был не за переход на григорианский календарь, а за переход на его, Медлера, календарь.

А по нашему мнению, по совокупности всех достоинств научных, особенно же по богословской причине, старый стиль лучше, точнее и удобнее. Доказательства смотри далее.

Что старый стиль, иулианский не был канонизирован, видно и из того, что он не введен как обязательное правило, о нем не сказано в соборных постановлениях, в церковных правилах. Анеупомянутое не может быть каноном, каноны бывают только писаные, других нет. Что старый стиль не был канонизирован, видно и из того, что Церковь выбросила из него все ненужное и оставила полезное. Например, первоначально в иулианском календаре новый год начинался зимою в январе, в Церкви же новый год начинался в марте, а потом стал начинаться в сентябре, как это видим ныне в месяцеслове. Итак, старый стиль не был канонизирован, он только более удобен.

Некоторые, весьма многие, считают, что старый стиль каждые 128 лет отстает на одни сутки. То есть, считается, что день весеннего равноденствия через каждые 128 лет приходится по старому счислению на другое число, смещается на одни сутки. Но кто сказал, что день весеннего равноденствия всегда должен приходиться на одно и то же число? и притом именно на 21-е марта? (Весеннее равноденствие– это когда день и ночь равны, имеют по 12 часов). Кто же сказал, что весеннее равноденствие всегда должно приходиться на 21-е марта? В церковных правилах об этом не сказано, а других канонов нет. Ведь, формально, Пасху можно отсчитывать от любого числа, на которое приходится в данный год весеннее равноденствие, а лучше сказать: число не имеет никакого значения, ибо сам по себе день месяца вне пасхалии не имеет никакого значения, ведь по сути Пасха отсчитывается не от числа и Пасха не подгоняется к числу, а празднуется Пасха по церковным правилам, по преданию Православной Церкви. Это вечное установление Церкви.

Итак, 21-е марта не является священным числом священного месяца, ибо в году все числа и месяцы равны, Церковь освящает дни, а не дни освящают Церковь, и Православная Церковь никогда не канонизировала календарь. Даже начала года в церквах были разные, например в англиканской церкви новый год начинался 25-го марта, а потом начало перенесли на 1-е января.

А в современных названиях месяцев, в их расположении, даже и здравого смысла нет. Например, сентябрь в переводе значит седьмой (месяц в году), октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, и, наконец, декабрь значит десятый месяц, а не двенадцатый, как по современному календарю. Значит, по счету месяцев, год не заканчивается в декабре и не начинается в январе. Тоесть: год начинается с марта, как по старому церковному летосчислению.

О точности иулианского календаря

Все календари точны только относительно, условно, не имеют совершенной точности, ибо разум человека не совершен по грехопадении. И все же по всему предпочтительнее старый стиль, иулианский календарь, а не современный григорианский.

Ученый Сергей Куликов, знаток календарей, поклонник в быту григорианского календаря, а не нашего иулианского, в своей работе "Календарная шпаргалка" говорит: "Григорианский календарь тоже неточен. Абсолютно точный календарь создать невозможно; более же точный календарь и более сложен" , то есть, менее удобен в быту.

В другой своей работе, "Нить времен. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет", изданной в 1991 году Главною редакциею физико-математической литературы, издательством "Наука" (а это самое научное издательство у нас в России), на 6-й странице он утверждает: "Вообще говоря, из существующих календарей самый простой – иулианский. Сейчас его область применения сильно ограничена: он используется православной Церковью и жителями небольших областей Земли... Но из-за своей простоты (и стройности!) он до сих пор применяется также в науке, при подсчете юлианских дней и в пересчете дат лунного и лунно-солнечного календарей" . Итак, наш иулианский календарь применяется в науке, значит, он более точен и удобен, нежели григорианский календарь.

Иулианский календарь используется, например, астрономами при расчете лунных и лунно-солнечных календарей. Сергей Куликов об этом говорит так: "Если действующие солнечные календари [расчитываемые только по солнцу,– В.Г.] сравнительно просты по своим закономерностям, то календари "с участием Луны" довольно сложны, и при переводе дат лунного и лунно-солнечного календарей на юлианский (перевод осуществляется именно на юлианский календарь, а затем вводится поправка) приходится производить кропотливые вычисления или использовать несколько таблиц" (там же, стр. 225).

На 7-й странице, он же говорит: "Юлианский календарь завоевал полмира, претерпев небольшие изменения в XVI веке, и в этом новом качестве (григорианский календарь) распространился уже на весь мир" . Да, действительно, григорианский календарь не новый календарь, а только измененный или искаженный вид старого календаря, иулианского.

Он же говорит об использовании иулианского календаря и при расчете еврейской пасхи, вот пример: "К дате юлианского календаря, соответствующей 15 нисана, прибавляют 23 недели и 2 дня" (там же, стр. 215).

Поэтому, говорит ученый С.С. Куликов, "Православные Церкви в 1903 году высказали категорическое отрицание касательно принятия григорианского стиля. Всероссийский церковный Собор 1917-1918 гг. в Москве постановил держать и сохранять старый стиль для церковного исчисления и для богослужебной практики" (там же, стр. 147).

Другой русский ученый, астроном Александр Александрович Михайлов в своей книге "Земля и ее вращение", изданной в 1984 году, на странице 66-ой говорит: "Старый стиль отличается простотой и вполне достаточен по точности" . Это мнение справедливо, ибо старый стиль удобен и прост. Действительно, по данным астрономии, старый стиль достаточен по точности, то есть, не было нужды для введения нового стиля. И только предрассудок, что равноденствие должно быть именно 21-го марта, послужил поводом для введения нового стиля и особенно послужил поводом для выбрасывания 10-ти дней при введении нового стиля, коим равноденствие закреплялось за 21-м числом месяца марта. Но и здесь папа римский Григорий согрешил: уже через год после введения григорианского календаря весеннее равноденствие было 20-го марта (нов. ст.). Более того, весеннее равноденствие чаще бывает 20-го марта, а не 21-го (по нов. ст.), – а ради чего же тогда рассчитывали календарь, приводя равноденствие на 21-ое число марта? Ради чего выбрасывали 10 дней из счета? Ради точности, которой не достигли!

Но вот далее, в той же книге А.А. Михайлов приводит ложное мнение, которое астрономы и историки переписывают друг у друга, он говорит: "и если впоследствии была произведена реформа календаря, то совсем не из практических соображений, а по религиозной причине, связанной с христианским праздником пасхи. Дело в том, что Никейский собор– собрание высших чинов церкви в 325 году в древнем Византийском городе Никее (ныне Изник) в Малой Азии установил правила для определения дня пасхи. Было решено праздновать пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после равноденствия 21 марта". Здесь ошибка на ошибке. Такие же заблуждения и в книге астронома И.А. Климишина "Календарь и хронология", изданной в 1985 году,– там даже город назван неправильно "Извик" (вместо Изник, стр. 209). Такие же ошибки и в других книгах; вероятно, астрономы и историки списывают ошибки друг у друга, и их нетрудно обличить. Впрочем, и у Климишина есть добрый отзыв о старом стиле: так, на странице 56-ой в упомянутой книге он говорит следующее:

"Привлекательной стороной юлианского календаря является его простота и строгая ритмичность смены простых и високосных годов. Каждый промежуток времени в четыре года насчитывает (365 + 365 + 365 + 366) 1461 день, каждое столетие 36525 суток. Поэтому он оказался удобным для измерения длительных интервалов времени".

Итак, мы видим добрые мнения астрономов о старом стиле иулианском, которым они пользуются сегодня в виде иулианских дней в астрономии. Иулианские дни (или иулианский период) были введены в 1583-ем году ученым Иосифом Скалигером вместо отмененного старого стиля.

Но откуда у ученых при такой математической точности вычислений такие ложные понятия о времени празднования христианской Пасхи? Во-первых, среди 20-ти правил 1-го вселенского собора, бывшего в Никее, нет никакого правила о Пасхе! Вопреки тому, что А.А. Михайлов говорит, что этот собор "установил правила для определения дня пасхи" – причем даже "правила", во множественном числе. Но в правилах этого собора нет ни одного правила о Пасхе. Возьмите любую Книгу правил, где помещены все церковные постановления за первое тысячелетие христианской эры, изданную ли на греческом языке, или на славянском, или на русском, и вы в ней не найдете никакого правила 1-го никейского собора о праздновании Пасхи. Собор рассматривал этот вопрос, как и рассматривал многие другие вопросы, но никакого правила о Пасхе не оставил, да и не обязан был оставлять. Например, точно так же поступил и пятый вселенский собор: решив некоторые насущные вопросы, он вообще не оставил никаких правил, ни одного. Ибо все правила нужные были уже изречены предыдущими соборами и не было нужды их снова провозглашать.

Так и правило о Пасхе было уже прежде 1-го никейского собора: оно находится в Апостольских правилах (это правило 7-ое). Всего было семь вселенских соборов и десять соборов поместных, чьи правила или постановления собраны в Книге правил, но ни в одном из этих правил не сказано ни про полнолуние, ни про 21-ое марта. Вот почему, говоря о 1-м никейском соборе, о времени празднования Пасхи, клеветники не приводят никаких свидетельств из первоисточников, никаких цитат ни из Книги правил, ни из толкований на нее: ибо правила не было, нечего и цитировать. И.А. Климишин даже ложно утверждает, с мнимо ученым видом, что, мол, этого правила "не было в архиве Константинопольской церкви уже в начале V века" (стр. 212). Но это ложь, ибо этого правила там не было никогда, ни до V-го века, ни после. И это нетрудно доказать. Ведь списки правил соборов вселенских и поместных являются важнейшими документами Церкви, и поэтому после каждого собора все правила рассылаются всем церквам во всех странах, и если бы правило исчезло в одном архиве, другие церкви прислали бы списки, копии. Но правило не могло исчезнуть незаметно, ведь оно находится в перечне правил, связано, пронумеровано и подшито, и притом все правила соборов подписываются всеми участниками соборов и все списки правил сразу же после собора рассылаются во все церкви для употребления в церковной жизни, их переписывают для себя и для пользования в храме. Но как же нелепо предполагать, что правило вдруг исчезло во всех церквах, из всех книгохранилищ, общественных и частных, и притом исчезло незаметно и одновременно из всех списков, которые связаны, пронумерованы и подшиты. Нет, оно не могло исчезнуть незаметно, внезапно и одновременно, это ложь. И это заблуждение ученые переписывают друг у друга. После написания Книги правил прошло уже тысячелетие, но в течение этого тысячелетия никто из святых отцов не ссылался на это мнимое правило, потому что его не было. На него не ссылались даже древние еретики, между которыми ходили и подложные писания. Его выдумали позднее римо-католики, а теперь поддержали ученые безбожники, чтобы опорочить церковь.

Итак, никакого правила о времени празднования Пасхи не было постановлено на 1-м вселенском соборе, ибо оно было не нужно: это правило уже было изречено прежде, оно находится в Апостольских правилах и в нем сказано следующее: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святой день пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина" (правило 7-ое). Иудеи это евреи, не принявшие Христа. Итак, в этом правиле о Пасхе не сказано ни про 21-ое марта, ни про полнолуние, вопреки ложному мнению. Правило запрещает только праздновать Пасху вместе с евреями. Запрещает и праздновать Пасху прежде весеннего равноденствия, и только. Церковь не канонизировала астрономические сведения, их нет ни в одном правиле вселенских и поместных соборов, ибо в правило поставляются только духовно-нравственные заповеди. Астрономические же точности не могут быть законом, они предоставляются частным толкованиям или мнениям.

Выводы: мифическое 21-ое марта возникло по указу римского папы, который воздал этому числу неподобающую честь только потому, что тогда было весеннее равноденствие, во времена 1-го вселенского собора в Никее; он состоялся в 325-м году, а в 4-м веке весеннее равноденствие было приблизительно 22-го и 21-го марта. Но разве этот собор почтеннее других соборов? Ведь прежде был собор апостольский, не менее почтенный. Если бы и возникла необходимость закрепить весеннее равноденствие за определенным числом, не лучше ли было сохранить тот день равноденствия, который был при рождестве Христа или Его воскресении? Или за первым числом марта, первым днем весны? Но, как сказано, необходимости такой не могло быть и вселенская Церковь в своих правилах никогда не канонизировала данные астрономии, не имеющие абсолютной точности, ибо церковные правила должны быть непогрешимы.

Чтобы закрепить весеннее равноденствие за двадцать первым числом месяца марта, хотя этого и не требовалось, папа римский повелел выбросить из счета дней "накопившиеся", в кавычках, со времени 1-го никейского собора якобы "лишние" 10 суток, и это стало существеннейшим недостатком современного календаря: в нем нарушен непрерывный счет дней. Другой существенный недостаток: по новому стилю уничтожаются 3 високоса в 4 столетиях. Все это сделало невозможным вести точные вычисления. Поэтому новым стилем и не пользуются в Церкви, и в исторической хронологии, и в астрономии,– там, где требуются точные математические расчеты, а пользуются иулианскими днями.

"Недостатком григорианского стиля является его ненужная сложность, заставляющая производить сначала вычисления по юлианскому календарю, а потом переводить юлианские даты на григорианские. Благодаря юлианскому календарю легко хронологически восстановить различные исторические факты, астрономические явления в прошлом, записанные в летописях или древних памятниках, что невозможно сделать по григорианскому календарю" ("О церковном календаре", А.И. Георгиевский, доцент Московской духовной академии, Москва, 1948-ой год).

Об иулианских днях, или иулианском периоде . Когда папа римский Григорий в 1582 году отменил старый стиль, иулианский, то на следующий год старый стиль возродился под именем юлианского периода, который ввел в науке французский ученый Скалигер. Этим юлианским периодом, или иначе юлианскими днями (правильнее сказать, иулианскими), сегодня пользуются все астрономы всего мiра, хотя иулианский период искусственная эпоха и в нем счет дней ведется от условной, произвольной даты (полдень 1 января 4713 года до Р. Хр.), а не от Рождества Христова или от другого исторического события. Скалигер, по его словам, свою систему, где ведется непрерывный счет суток, назвал иулианской потому, что в ней счет идет по иулианскому календарю, по старому стилю. Скалигер был против нового стиля, против григорианского календаря, справедливо считая, что только иулианский календарь сохраняет непрерывный счет дней. Возьмите любой астрономический календарь или астрономический ежегодник, изданный в любой стране мiра, на любом языке, в любом году, и вы увидите в нем счет дней по "юлианским дням" – JD. Кроме этого, в астрономии есть иулианское (юлианское) столетие, иулианский год (365,25 дня), и прочие иулианские величины (желающие могут прочесть об этом подробнее в моей книге "Почему старый стиль точнее нового стиля. Божественные чудеса по старому стилю.", Москва, "Паломник", 2002 г.).

Итак, иулианским календарем, старым стилем пользуются в Православной Церкви и в астрономии, а также в исторических исследованиях, где требуются математические выкладки. Например, нужно узнать, в каком году в седьмом веке в том или другом городе было солнечное или лунное затмение. Это можно вычислить, только используя старый стиль; а потом вычисленные иулианские даты переводят в даты григорианского календаря. Но зачем же переводить одни числа в другие, если можно пользоваться старым стилем без перевода? Ведь это проще.

Что новый стиль, григорианский, современный календарь не имеет астрономической точности, ради которой и был введен, приведем еще свидетельства из астрономии.

Весеннее равноденствие подвижно, оно не стоит на небе (явление прецессии), поэтому закреплять за ним неподвижную дату (21-ое число) и тем связывать с ним пасхалию – это грубейшая астрономическая и логическая ошибка.

В книге, которая является руководством по современной астрономии, ибо в ней собраны все основные астрономические и физические сведения, – "Астрофизические величины" (автор книги К.У. Аллен, издана в 1977 году, издательство "Мир", перевод с английского, страница 35), – дана продолжительность года в различных точнейших измерениях (см. таблицу, приводим данные с несущесвенными округлениями).

Тропический год (от равноденствия до равноденствия) 365.242199 средних солнечных суток
Сидерический год (относительно неподвижных звезд) 365.25636556 суток
Время изменения прямого восхождения среднего солнца на 360 градусов, измеренного относительно неподвижной эклиптики 365.2551897 суток
Аномалистический год (время между последовательными прохождениями через перигелий) 365.25964134 суток
Затменный (драконический) год 346.620031 суток
Юлианский год 365.25 суток
Григорианский календарный год 365.2425 суток

Итого СЕМЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ГОДА. Сюда можно присовокупить еще и ВОСЬМОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ГОДА – это лунный год, который равен 12-ти лунным синодическим месяцам, в среднем: 354.367 суток.

К этому можно добавить еще и ПЯТЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ МЕСЯЦА (в той же книге, страницы 35 и 213):

А в средних школах, да и в высших тоже, упорно, как и невежественные журналисты, говорят только о тропическом или григорианском годе.

Не имея здесь возможности объяснять, что такое тропический, эклиптика, перигелий и прочее, мы должны сказать, что все календари условно разделяются на солнечные, сообразные с годовым движением солнца, лунные, соизмеряемые с фазами луны, и солнечно-лунные, соразмерные с движениями солнца и луны. В современных календарях продолжительность года обычно соразмерена с продолжительностью, так называемого ныне, тропического года, то есть, года, измеряемого от одного весеннего равноденствия до другого. Но это не истинный тропический год, измеряемый по тропическим точкам (о чем здесь нет возможности говорить подробно).

Но астрономически самым точным является не, так называемый, тропический год, а год сидерический, то есть, звездный год, измеряемый по звездам, а не по солнцу. Ибо солнце слишком подвижно относительно звезд, а звезды при измерениях принимаются неподвижными. Так в астрономии. Но практически, в повседневной жизни самый удобный по своей простоте год иулианский: три года простых и четвертый високосный.

Но в основу иулианского календаря положен год звездный, а не год тропический (истинный или так называемый, не важно)!

А при расчете пасхалии учитываются и фазы луны, полнолуние, время равноденствия. Продолжительность солнечного звездного года не была достаточно точно известна в древности, но, в итоге, по промыслу Божию, иулианский год оказался ближе к точнейшему звездному году, нежели год григорианский. Посмотрите на таблицу вверху: продолжительность точнейшего звездного года (365.256 с лишним суток) ближе к продолжительности года юлианского (365.25 суток), а григорианский год (365.2425 суток) намного далее отстоит от года звездного. То есть, старый стиль оказывается точнее нового стиля. А по причине различия счислений, через несколько столетий старый стиль в датах начала времен года, сезонов, сравняется с астрономическим календарем, а новый стиль не сравняется даже и через две тысячи лет.

Итак, астрономически самым точным является не тропический год (истинный или так называемый), а год сидерический. Но сидерический, звездный год не очень удобен в обиходе, например так же, как неудобно считать, что курица ежедневно несет 0,7 яйца, ибо она несет целые яйца, а не разные половинки. И мы привыкли к целым числам и к измерению времени по солнцу, а не по звездам, хотя последнее точнее. Итак, между неточным тропическим годом и точным сидерическим годом и находится иулианский год, который ближе к году сидерическому, нежели григорианский календарный год. По этой причине и оказывается старый стиль точнее нового.

Эта удивительная закономерность не была замечаема по причине упорного желания привязать равноденствие к 21-му марта, ибо новый стиль был ложно догматизирован в римском католицизме: "непогрешимый" папа римский объявил непогрешимым "исправленный" им календарь.

В астрономии, кроме иулианских дней и иулианских годов, о которых говорилось выше, также есть и с 2000-го года опять закономерно введено иулианское столетие, то есть, грядущий век будет иулианским, а не григорианским. Об этом можно прочесть в приложении к упоминаемой выше книге "Астрофизические величины" (стр. 434– 435) и в Астрономическом ежегоднике на 1990-ый год (стр. 605; а также и в других изданиях), где указано следующее:

"единицей времени, используемой в фундаментальных формулах учета прецессии, считать юлианское столетие в 36525 суток; чтобы эпохи (моменты) начала года отличались от стандартной эпохи на величины, кратные юлианскому году, равному 365,25 суток".

Итак, предстоящее столетие будет иулианским, а не григорианским: то есть, счет годов будет вестись по старому стилю, в котором каждые три года имеют по 365 суток, а четвертый год 366 суток. Это использование иулианского столетия, то есть, счета по старому стилю, вовсе не случайное, а совершенно закономерное явление.

Старый стиль удобен и прост и не испорчен ложною наукою под влиянием политики.

Здесь уместно повторить, что новый стиль, то есть, современный календарь, давно уже устарел и его хотят заменить или исправить: уже более чем полтора столетия среди ученых и не ученых ведутся обсуждения об исправлении современного календаря, григорианского, и уже поступили многочисленные предложения, десятки всевозможных проектов календарей, а в 1923-ем году была создана при Лиге Наций особая комиссия по календарной реформе, и эта же комиссия действует и в теперешней Организации Объединенных Наций, и уже издано немало книг и статей с самыми различными расписаниями так называемых "вечных календарей".

Впрочем, нужно отметить, в некоторых проектах "вечных календарей" предусматривается исчисление и по старому стилю, иулианскому, и по новейшему, исправленному стилю. То есть, старый стиль не меняется, а новый подлежит изменению.

Один из этих новых и в своем роде самых точных календарей был расчитан югославским ученым Милутином Миланковичем, это так называемый новоиулианский календарь, он точнее григорианского в 10 раз. Но и в его основе тот же, так называемый, тропический год, а не звездный год, хотя расчеты по звездам точнее.

Приведем и еще одно научное свидетельство, что старый стиль точнее нового. По Астрономическому календарю на 1999-ый год можно сравнить даты начал времен года по старому стилю и по новому стилю, и по данным астрономии.

Из этого сравнения очевидно, что старый стиль точнее нового стиля, ибо даты начал времен года по григорианскому календарю (по новому стилю) отличаются от астрономических дат на три недели, а даты начал времен года по иулианскому календарю (по старому стилю) отличаются от астрономических дат только на одну неделю. То есть, иными словами, старый стиль точнее нового в три раза. А это значит, не старый стиль отстает, а новый стиль спешит. Точнее, спешат оба, но новый стиль уж слишком тороплив.

Например: начало весны в 1999-м году по астрономическому календарю 21-го марта (в переводе на современное исчисление, григорианское). А по официальному, григорианскому календарю (гражданскому, которым пользуются в странах Европы, в Америке, в Австралии и отчасти в Азии и Африке, кроме местных календарей) начало весны 1-го марта,– то есть, разница между ними 20 дней, почти три недели.

А вот по старому стилю, иулианскому (в пересчете чисел на новый стиль) начало весны 14-го марта,– то есть, разница между ними 7 дней, одна неделя. И это различие между новым и старым стилем и астрономическим календарем приблизительно такое же и в других датах: начала лета, осени и зимы. Везде новый стиль, современный календарь спешит недели на три, а старый стиль только на одну, в сравнении с астрономическим календарем. Итак, в отсчитывании дат времен года, то есть, сезонов, старый стиль точнее нового стиля приблизительно в три раза.

Здесь наука и религия вполне единогласны: старый стиль точнее нового стиля, астрономия подтверждает истинность предания Церкви. Только по старому стилю, церковному месяцеслову, можно правильно праздновать святую Пасху и все христианские праздники.

О точности старого стиля по времени ежегодного пребывания солнца в созвездиях. Еще одно доказательство точности старого стиля сравнительно с новым стилем. В астрономии известно, что солнце в течение года проходит по небесному своду, разделенному на созвездия. Каждый созвездие солнце проходит почти что за месяц, начиная с первого созвездия, весеннего, называемого овном, и кончая последним созвездием, рыбами. В настоящее время дата начала ежегодного вхождения солнца в созвездие овна 18-е апреля нового стиля (смотри таблицу, из книги упоминавшегося уже Сергея Куликова "Календарная шпаргалка", Москва, 1996 г., издательство "Международная программа образования"; стр. 49-50):

Созвездие: Дата вхождения
солнца в созвездие:
Овна 18 апреля
Тельца 13 мая
Близнецов 21 июня
Рака 20 июля
Льва 10 августа
Девы 16 сентября
Весов 30 октября
Скорпиона 22 ноября
Змееносца 29 ноября
Стрельца 17 декабря
Козерога 19 января
Водолея 15 февраля
Рыб 11 марта

Итак, очевидно: 18 апреля (нов. ст.), начало годового движения солнца по зодиакальным созвездиям, ближе к дате начала года по старому стилю (14 марта, в пересчете чисел на новый стиль), а не к дате начала года по новому стилю (1 марта по новому стилю). То есть, и здесь старый стиль точнее нового стиля.

О точности старого стиля по данным метеорологии. Старый стиль точнее нового стиля не только астрономически, но и метеорологически, для России. Ибо, кроме астрономической весны, есть еще и метеорологическая весна– день, когда средняя дневная, суточная температура воздуха переходит через нуль, то есть, от минусовых температур к плюсовым. В России, да и вообще во всем северном полушарии, первый день весны холоднее первого дня осени, то есть, не симметричны температуры: холодные зимние времена сдвинуты к лету, и зима начинается позднее и заканчивается она не в свое, зимнее, время, а в весеннее. Так и метеорологическая весна наступает позднее весны, отмечаемой по новому стилю, и позднее весны, отмечаемой по старому стилю, и даже позднее астрономической весны. Еще недавно метеорологическая весна на широте Москвы наступала около 7 апреля по новому стилю, или 25 марта по старому стилю. Но климат теплеет, по мнению ученых, и дата метеорологической весны приближается к дате весны астрономической. По данным Гидрометеорологического центра России, ныне на широте Москвы метеорологическая весна наступает 27–28 марта (нов. ст.), – что ближе к дате начала весны астрономической и к дате первого дня весны по церковному календарю, старому стилю.

Итак, обобщим выводы: метеорологическая весна ближе к дате начала весны по старому стилю, а не по новому стилю. И это тоже по промыслу Божию, это тоже доказывает, что старый стиль точнее нового стиля.

Вопрос : Почему звездный год точнее тропического года?

Ответ : Астрономы подсчитали: земля, двигаясь по орбите своей вокруг солнца, через год (так называемый тропический год) не приходит на прежнее место свое, ибо солнце тоже не стоит на месте и уходит вперед, солнце за год тоже перемещается по орбите своей вокруг центра нашей галактики, а также и вследствие прецессии, которая отсекает от звездного года около 20-ти минут каждый год и тем превращает звездный год в год тропический, – но эти явления требуют очень долгого и тщательного объяснения, и мы опускаем их здесь). Отсюда и появляется эта разность в продолжительности между годом звездным и годом тропическим– это и есть то время, за которое земле нужно пройти до своего места, чтобы замкнулся круг, или, нагляднее сказать, пройти солнцу на небе относительно звезд, а не относительно точек равноденствий, которые, вопреки григорианскому календарю, не стоят на месте, а движутся навстречу солнцу в его годовом движении по небу.

Вопрос : Но почему астрономические даты начала весны, лета, осени и зимы разнятся в числах, не начинаются с одного и того же числа (с 21-го, 22-го, 23-го, опять с 22-го)?

Ответ : Потому что наблюдаемое годовое движение солнца вокруг земли или, то есть, движение земли вокруг солнца, не является строго круговым: круг растянут в неровный эллипс, – солнце и земля то приближаются друг к другу и движутся быстрее, то удаляются друг от друга и движутся медленнее, отсюда и неравномерность в продолжительности времен года, сезонов, и несовпадение чисел дат по астрономическому календарю.

Вопрос : А не произойдет ли смещение дат по старому стилю таким образом, что весенний праздник Пасхи будет праздноваться летом или даже осенью?

Ответ : Православная Пасха это не праздник весны, а праздник воскресения Христа, Пасха не местный праздник, а вселенский. В Австралии, которая сегодня находится на другой половине земного шара, на южной его стороне, а также и в Южной Америке, и на юге Африки Пасха ныне празднуется осенью. Ибо, когда у нас весна, то у них осень; когда у нас лето, то у них зима. И наоборот, у нас осень– у них весна.

Вопрос : Но ведь через сто с лишним лет православная Церковь все-таки будет праздновать, например, Рождество Христово уже не 7-го января, а 8-го, по причине смещения дат на одни сутки каждые 128 лет? Значит, ее месяцеслов (календарь) не верен?

Ответ : Нет, верен. Ибо она не празднует 7-го января. Православная Церковь всегда празднует Рождество Христово по церковному стилю, по которому Рождество Христово всегда 25-го декабря, – хотя по новому стилю это может быть и 7-ое число, и 8-ое, и любое число месяца, но в этом уже погрешителен новый стиль.

Итак, выводы: старый стиль удобнее и проще для обиходного пользования, нежели новый, и научно он точнее. По нему понятнее и строение месяцеслова, понятнее чередование праздников и постов и их сроки. В месяцеслов вписан закономерный ход природы. Во многих старинных месяцесловах помещались астрономические таблицы, то есть, те сведения, которые теперь помещаются в численниках, настольных перекидных календарях, в навигационных изданиях: о времени восходов и заходов солнца и луны, о солнечных и лунных затмениях, о лунных фазах, о сроках новолуний и полнолуний, о продолжительности дня и ночи, о равноденствиях. Кроме этих сведений, в месяцеслове обычно помещались и малоизвестные космические циклы, понятные только тем, кто знает астрономию: это 28-летний цикл солнца и 19-летний цикл луны. Эти циклы именовались: "круг солнцу" и "круг луне" (слово "круг" это перевод слова "цикл", ибо славянский месяцеслов есть перевод с греческого месяцеслова). Эти астрономические циклы, круг солнца и круг луны, можно было высчитывать по пальцам, – для незнающих это сложно, а для знающих просто. Это называлось вруцелето– в руке лето (год). Знающий вруцелето мог предсказать, как по книжному справочнику, когда и какой день будет на столетие и тысячелетие вперед, когда в каком году будет Пасха. И, разумеется, как ни точна астрономия, для христианина нравственные правила выше астрономических сведений.

Духовно-нравственные правила Вселенской Православной Церкви, изложенные в Книге правил святых апостолов, святых соборов и святых отцов, есть первая причина, почему христиане должны пользоваться церковным месяцесловом, старым стилем, и по нему праздновать Пасху. И эти правила, я уверен, будут соблюдаемы до второго пришествия Христа Спасителя, когда вся Церковь Христова восхищена будет на небеса, "в сретение Господу на воздухе" (1 Сол. 4, 17).

По словам древних: "человек есть микрокосмос", то есть, человек телесно есть малый мiр, малая вселенная. По словам древних отцов Церкви: "человек есть макрокосмос", то есть, человек есть вселенная, мiр, великий в малом. В теле человека есть все частицы, элементы мiра, и есть то, что дороже всего мiра, это душа. Что проку человеку, если он приобретет себе весь мiр, а душе своей повредит? В Евангелии Иисус Христос говорит: "На суд Я в мiр сей пришел" (Иоанна глава 9, стих 39). Эти слова с греческого подлинника буквально переводятся так: "На суд Я в космос сей пришел". Значит, кроме этого космоса, есть и другой космос, иной мiр. Но другой космос открывается не всем. Такое откровение дается свыше, оно "дается", а не "достигается", оно не достигается даже молитвою и постом, оно не достигается даже подвигами умерщвления плоти и отсечения воли. И святые, чьи имена в православном месяцеслове, достигли того мiра. Тот мiр отчасти достигается и здесь. Тот мiр есть в этом мiре. Вечность есть и сегодня. Царствие небесное достигается на земле, в творении Божиих дел. Только добрые дела, творимые ради Бога, во славу Божию, во имя Иисуса Христа, православно, в согласии с правилами Православной Церкви, дают человеку благодать Божию, Духа Святого, без которой невозможно спасение. Никто и ничто не спасет человека, кроме Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Ему же и от нас да будет слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

При составлении хронологических таблиц одной из важнейших проблем является согласование различных систем летосчисления. Во многих системах летосчисления счёт вёлся от какого-либо исторического или легендарного события. Так, христианская церковь приурочила начало летосчисления к рождению Иисуса Христа. Эта система летосчисления (новая эра — н.э.) принята в настоящее время в большинстве стран [иногда пишут: «до Р.Х.» или «после Р.Х.», «по Р.Х.»].

Вплоть до новейшей истории существовали и две системы летосчисления: на базе григорианского календаря, и на основе действовавшего параллельно юлианского.

В настоящее время, в России, летосчисление ведется по григорианскому календарю (новый стиль), который был введен папой Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н.э.

В России григорианский календарь (новый стиль) введен с 14 февраля 1918.
Различие между старым и новым стилями составляет:
в XVIII в. — 11 суток, в XIX в. — 12 суток и в XX в. — 13 суток.

При составлении хронологических таблиц по периодам до 1918 года часто приводится две различные даты.

В каких же случаях следует употреблять юлианский календарь, когда даты юлианского календаря переводятся на григорианский и в каких случаях указывается двойная дата?

В нашей стране в практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918, датируются по юлианскому календарю (старый стиль), с 1 февраля 1918 — по григорианскому (новый стиль).

Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в скобках. До 1 февраля 1918 года в скобках помещается дата по старому стилю, после 1 февраля 1918 года — дата по новому стилю.

Пример: 10 декабря (28 ноября) 2007 года — 130-я годовщина решающего сражения под Плевной в 1877 году.

Двойной датой датируются события и документы в тех случаях, когда требуется указать старый и новый стили. Например, для юбилейных дат, основных событий во всех работах биографического характера и дат событий и документов по истории международных отношений, связанных со странами, где григорианский календарь (н. ст.) был введен раньше, чем в России. В этом случае основной датой является дата юлианского календаря (с. ст.), в скобках указывается дата григорианского календаря.

При датировке документов по истории гражданской войны в некоторых случаях также следует ставить двойную дату. Но основной датой в этих датировках является дата григорианского календаря (н. ст.). В скобках ставится дата юлианского календаря, так как в Белой Гвардии продолжали употреблять юлианский календарь (с. ст.).

Необходимо оговаривать все случаи отступления от этих принципов и указывать стиль даты.


Григорианский календарь, принятый в большинстве стран мира, был введен в употребление не сразу:

1582 — Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Лотарангия, Голландия, Люксембург;
1583 — Австрия (часть), Бавария, Тироль;
1584 — Австрия (часть), Швейцария, Силезия, Вестфалия;
1587 — Венгрия;
1610 — Пруссия;
1700 — Протестантские немецкие государства, Дания;
1752 — Великобритания;
1753 — Швеция, Финляндия;
1873 — Япония;
1911 — Китай;
1916 — Болгария;
1918 — Советская Россия;
1919 — Сербия, Румяния;
1927 — Турция;
1928 — Египет;
1929 — Греция.


Увеличение разницы между юлианским (с. ст.) и григорианским календарями (н. ст.).

В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4-х лет равнялась 365,25 суток, что на 11 мин. 14 с. длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 с. превышает тропический год. Григорианский календарь более точен, поэтому в нём меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счётом тропических лет.

При переводе дат с юлианского календаря (с. ст.) на григорианский (н. ст.) следует помнить, что разница между ними — число непостоянное. В 1582, когда была проведена реформа, отставание юлианского календаря от григорианского составляло 10 суток. В дальнейшем через каждые 400 лет разница увеличивалась на трое суток. В результате в XX в. разница достигла 13 суток.

Увеличение разницы осуществляется за счёт лет, которыми оканчиваются столетия. По юлианскому календарю годы 1600, 1700, 1800, 1900, 2000 и т.д. считаются високосными, а по григорианскому високосными считаются лишь те из них, у которых первые две цифры делятся на 4. Следовательно, 1600-й год по юлианскому и григорианскому календарю был високосным, поэтому в XVII в. разница оставалась равной 10 суткам. 1700-й год по юлианскому календарю — високосный год, по григорианскому — простой. Вследствие этого разница увеличилась на 1 сутки и составила в XVIII в. 11 суток. 1800-й год также по юлианскому календарю високосный, а по григорианскому — простой. Разница снова увеличилась на 1 сутки и составила уже 12 суток. Далее, 1900-й год по юлианскому календарю — високосный, а по григорианскому — простой. Разница опять увеличилась на 1 сутки и в XX в. составила уже 13 суток.

В некоторых случаях при переводе дат следует учитывать, с какого момента 10 суток увеличивается до 11, 11 суток до 12 и 12 суток до 13-ти.

Увеличение разницы между юлианским (с. ст.) и григорианским (н. ст.) календарями происходит за счёт добавочного дня в юлианском календаре в годах, которыми кончаются столетия, т.е. за счёт 29 февраля 1700, 1800, 1900 гг. По юлианскому календарю февраль этих лет имеет 29 дней, а по григорианскому — 28 дней. Следовательно, с 1 марта 1700 разница между юлианским и григорианским календарями будет 11 дней, с 1 марта 1800 — 12 дней, с 1 марта 1900 — 13 дней. Разница до 14 дней увеличится с 1 марта 2100, так как 2000 будет високосным по юлианскому и григорианскому календарю и разница с 1 марта 2000 года не увеличится, оставшись в 13 дней.

У народов, исповедующих ислам, летосчисление ведется от 622 нашей эры (от даты переселения Мухаммеда — основателя ислама — в Медину).

В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 минут 2,9 секунд. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (т.н. Метонов цикл).

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Из истории летоисчисления в России.

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.

Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.

В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:

22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."

Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.