Принцип «не навреди» в истории медицины. Принцип «двойного эффекта»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение моделей Гиппократа и Парацельса. Биоэтика (принцип "уважения прав и достоинства человека"). Деонтологическая модель (принцип "соблюдения долга"). Особенности медицинской деятельности, основанной на взаимном доверии больного и медработника.

    презентация , добавлен 07.07.2016

    Деонтологические принципы Гиппократа. Принцип "не навреди" (модель Гиппократа). Необходимость профессиональной подготовки хирурга и вред невежд. Врачевание - наука или искусство? Коллегиальное решений вопросов диагноза и лечения.

    реферат , добавлен 14.12.2006

    Учение Гиппократа - основателя древней научной медицины, реформатора медицинской школы Античности. Коллекция медицинских трактатов, известная как Гиппократовский корпус. Клятва Гиппократа, принципы непричинения вреда, сохранения врачебной тайны.

    презентация , добавлен 10.12.2015

    Происхождение и жизненный путь Гиппократа, заложившего основы медицинской науки. Научные труды в области фармации. Взгляды Гиппократа на развитие античной медицины. Античные методики приготовления лекарственных средств. Основы медицинской этики.

    реферат , добавлен 06.06.2016

    Описание биографических данных о Гиппократе как "отце медицины" в трудах Платона, Галена, Сорана Эфесского и произведениях поэта Иоанна Цеца. Сочинения Галена "Об элементах по Гиппократу" и "О мнениях Гиппократа и Платона". Значение "Клятвы Гиппократа".

    курсовая работа , добавлен 02.09.2013

    Гиппократ как великий реформатор античной медицины и материалистом. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Правила врачебной этики, сформулированные в "Клятве Гиппократа" и их ценности для молодого поколения врачей.

    презентация , добавлен 13.05.2015

    История становления медицины, вклад в различные отрасли биологии и представления о причинах болезни. Гиппократов сборник и клятва. Развитие учения о болезнях и диагностике, рассмотрение их в тесной связи с окружающей природой в трудах Гиппократа.

    Принцип “prima non nocere” ("прежде всего - не навреди") является старейшим в медицинской этике. Он зачастую совмещается с принци­пом благодеяния. Однако запрет творить зло и побуждения к созиданию добра несут разные смысловые нагрузки. Принцип непричинения вреда предписывает обязанность не наносить ущерб пациенту не только прямо, намеренно, но и косвенно. Для реализации этого принципа и умень­шения вреда или побочных эффектов предлагаются четыре требования:
    1. То, что мы намереваемся делать, не должно быть безнравственным и не должно быть злом.
    2. Предполагаемый риск не должен быть средством для достижения благой цели. Пла­нируемое действие может иметь побочные эффекты, но это не значит, что благая цель оправдывает любые средства. Нельзя совершать что-либо безнрав­ственное толь­ко потому, что за этим может последовать нечто положительное.
    3. Побочный эффект должен быть не специальной целью, а только тем, с чем прихо­дится смириться.
    4. Для совершения действия, которое может повлечь за собой негативные последствия, должны быть веские основания. Это означает необходимость взвешивания возмож­ного блага и риска, причем благо должно перевешивать риск.
    Если подходить к ситуации со стороны врача, можно различить такие формы "вреда":
    · вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;
    · вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например корыстной целью;
    · вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действи­ями;
    · вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.
    Вред, который могут на­нести пациенту действия врача, бывает намеренным либо не­намеренным. О намеренном вреде мы можем говорить и в случа­ях преступ­ного (со злым умыслом) причинения вреда, и тогда, когда по медицинским показа­ниям вред объективно не­обходим (неизбежен). Его можно предвидеть заранее и оценить его возможные масштабы. Но часто люди, в том числе и врачи, своими действиями причиняют ненамеренный вред. Если взглянуть на ситуацию со стороны пациента, то можно будет увидеть самые разные виды вреда.
    Сам по себе визит к врачу требует затрат времени (а теперь нередко и денег), которое пациент мог бы посвятить чему-то другому, более приятному для него, или наоборот: из-за визита к врачу не смог сделать какие-то другие важные для себя дела. А если, скажем, врач предписывает пациенту определенный режим, то вред выражается в неко­тором (порой весьма существенном) ограничении возможнос­тей пациента, его свободы; в случае госпитализации, вред, свя­занный с ограничением возможностей, становится особенно значительным.
    Еще одна форма вреда связана с информированием паци­ента о его состоянии и прогнозе его заболева­ния. В этом случае вред может быть причинен в связи с утаива­нием информации, с обманом пациента, а также и с сообщени­ем ему правдивой информации. С одной стороны, обманывая кого-либо, мы этим самим по себе наносим ему вред, поскольку унижаем его достоинство; кроме того, человек, делаю­щий что-то на основе недостаточной или неверной информа­ции, может невольно причинить ущерб и себе, и окружающим. С другой стороны, вред может быть нанесен и в том случае, ес­ли пациенту дается правдивая, но обескураживающая информа­ция о состоянии его здоровья, особенно когда это делается в же­стоких формах, без учета его эмоционального состояния.
    Вред пациенту может проистекать и из того, что врач или любой другой ра­бот­ник лечебного учреждения сооб­щает медицинскую информацию о данном пациенте тре­тьим лицам (нарушает правило конфиденциальности). Вообще раскрытие этой ин­формации является нарушением закона, защищающего врачебную тайну, и в таких случаях мы не мо­жем говорить о том, что данный вред неизбежен. Но и в тех си­туа­ци­ях, когда закон допускает или даже требует раскрытия этой информации (но только стро­го определенному кругу лиц!), пациенту, тем не менее, может быть нанесен вред (кото­­рый теперь уже оказывается неизбежным), хотя бы тем самым и была предот­вращена опасность нанесения вреда другим лю­дям посредством их инфицирования. В этом случае, как и в случае с обманом пациента, речь идет о причине­нии ему не физи­че­ского, а морального вреда.
    Далее. Лечение, назначенное врачом, может включать бо­лезненные процедуры. Получается, что врач (разумеется, с бла­гой целью - ради излечения болезни) причи­ня­ет пациенту фи­зические страдания. А в определенных ситуациях врач оказыва­ется перед необходимостью нанести и более серьезный ущерб, скажем, произвести ампута­цию какого-то органа, что сделает пациента ин­валидом.
    Наконец, возможен и такой уже известный нам вариант, когда пациент страдает от смертельного, неизлечимого недуга, к тому же сопровождающегося сильнейшими болями. В этом случае пациент может решить, что скорая и безболезненная смерть для него будет представлять меньший вред, чем продолжение тяжелых и безнадежных мучений.
    В отличие от других перечисленных нами ранее раз­новидностей вреда, которо­го можно и нужно избегать, в дан­ном случае речь идет о та­ком вреде, который неиз­бе­жен, коль скоро предполагается, что пациент получит от врача некое благо. Во-пер­вых, важно, чтобы причиняемый вред не превышал того блага, которое приобретается в результате медицинского вмешательства, и, во-вторых, чтобы при выбираемом вариан­те действий сам по себе этот вред был минимальным по сравнению со всеми дру­гими возможными вариантами.
    Таким образом, принцип "не навреди" следует пони­мать в том ключе, что вред, ис­ходящий от врача, должен быть только вредом объективно неизбежным и ми­ни­маль­ным.

    Этот принцип является старейшим в медицинской этике. По-латински он звучит «primum non nocere»: «прежде всего - не навреди». Слова «прежде всего» могут быть истолкованы в том смысле, что этот принцип является наиболее важным в деятельности врача. Обычно в принципе «не навреди» усматривают суть врачебной эти­ки Гиппократа. В клятве Гиппократа говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости».

    Что именно понимается под вредом применительно к деятельности врача? Если под­ходить к ситуации «врач-пациент» со стороны врача ,можно различить следующие формы вреда:

    1) вред, вызванный бездействием, то есть неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

    2) вред, вызванный недобросовестностью, злым или корыстным умыслом;

    3) вред, вызванный неверными или неквалифицированными действиями.

    Первая разновидность вреда – неоказание помощи - в некоторых случаях может быть правонару­шением, то есть невыполнением такого обязательства, которое налагается законом либо нормативными документами. Поэтому в таких ситуациях проблема является не только моральной, но и юридической. Врач, который находится на дежурстве и не выполняет тех действий, которые он должен осуществить в отношении данного пациента, будет ответственным, во-первых, в силу невыполнения обязанностей и, во-вторых, в зависимости от тех последствий, которые повлекло его бездействие. При этом если по первому обстоятельству ответственность будет безусловной, то по второму она может быть в какой-то мере оправдана: например, в том случае, если врачу пришлось потратить время на помощь другому пациенту, находящемуся в более тяжелом состоянии. Тем не менее, пациент, которому не была оказана помощь, либо его родственники могут предъявить врачу претензии вплоть до судебного иска.

    Предположим, что врач не находится при исполнении своих служебных обязанностей. В поезде или самолете возникает необходимость экстренного медицинского вмешательства, и экипаж обращается к пассажирам: «Если среди вас есть врач, просим его оказать помощь». В этой ситуации врач, оказавшийся среди пассажиров, может не придти на помощь. Привлечь его к уголовной ответственности, даже если окружающие каким-то образом узнают о его профессии, будет при этом непросто. По аме­риканским законам, например, врач, занимающийся частной практикой, в подобном случае не подлежит юридической ответственности. Однако в моральном отно­шении такое бездействие явно предосудительно. К примеру, профессиональная ассоциация американских врачей может лишить совершившего этот поступок врача лицензии, дающей право заниматься медицинской практикой.



    Вторая разновидность вреда - вред, причиненный вследствие недобросо­вестности , то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Поленился ли врач выполнить какую-либо полагающуюся процедуру или не выполнил ее умышлен­но, - во всех случаях речь может идти об административной или юридической ответственности одновременно с моральным осуждением.

    Третья разновидность вреда - вред, обусловленный недостаточной квалификацией , то есть неумением врача качественно выполнить свои обязан­ности. Понятие «ква­лификация врача» имеет, таким образом, не только техническое, но и моральноесодержание. Человек, став врачом, морально обязан уметь делать то, что должен делать врач. Более того, он морально обязан уметь делать все то, что относится сегодня к переднему краю медицинской практики.

    Если взглянуть на ситуацию «врач-пациент» со стороны пациента, можно увидеть другие виды вреда.

    Так, вред для пациента может быть связан, например, как с утаиванием информации врачом, то есть с обманом пациента, так и с сообщением ему правдивой информации. С одной стороны, обманывая кого-либо, мы этим наносим ему вред, поскольку унижаем его достоинство, не говоря уже о том, что человек, делающий что-то на основе недостаточной или неверной информации, может нанести ущерб себе или окружающим. Но вред может быть нанесен и в том случае, если пациенту дается правдивая, но обескураживающая информация о состоянии его здоровья, особенно когда это делается в жестоких формах, без учета его психичес­кого состояния.

    Вред пациенту может проистекать из того, что врач - или любой другой работник лечебного учреждения - сообщает медицинскую информацию о данном пациенте третьим лицам, нарушая, тем самым, правило конфиденциальности. Раскрытие этой информации является нарушением закона, защищающего врачебную тайну. Тем не менее, в некоторых ситуациях закон допускает или даже требует раскрытия этой ин­формации, однако только строго определенному кругу лиц. Пациенту при этом наносится вред с целью предотвращения опасности нанесения вреда другим людям, например, посредством их инфицирования. Отметим, что в этом случае, как и в случае с обманом пациента, речь идет о причинении ему не физического, а морального вреда. Говоря о взаимоотношениях врача и пациента, необходимо иметь в виду обе эти категории вреда.



    Все перечисленные разновидности вреда можно и нужно избегать. Однако если истолковывать принцип «прежде всего - не навреди» буквально, то есть в смысле избегания вообще какого бы то ни было вреда, включая любую боль и любые ограничения, то врач был бы вынужден отказаться от какого бы то ни было вмешательства. Врач причиняет боль и накладывает ограничения лишь потому, что предполагается, что пациент получит от врача благо, превышающее эту боль и ограничения. Здесь важно, во-первых, чтобы причиняемые страдания пациента не превышали того блага, которое приобретается в результате медицинского вмешательства, и, во-вторых, чтобы при выбранном врачом варианте действий эти страдания были минимальными. Таким образом, страдания пациента, исходящие от врача, должны быть только объ­ективно неизбежными и минимальными.

    О намеренном вреде пациенту мы можем говорить в случаях бездействия, умышленного причинения вреда и объективно неизбежного вреда, нанесенного врачом. Последний вид вреда можно предвидеть и заранее оценить его возможные последствия. Иногда врачи своими действиями причиняют и ненамеренный вред. Здесь возможны, соответственно, два варианта: когда вред для пациента произошел из-за нежелания задуматься о возможных последствиях и когда он проистекает из неконтролируемых врачом внешних обстоятельств. Моральная и юридическая ответственность распределяется в соответствии с причинами ненамеренного вреда.

    ПРИНЦИП «ДВОЙНОГО ЭФФЕКТА» разработан в римско-католической теологии. Является традиционным методом проверки оправданности риска. Гласит: «Только такое действие следует выполнять, если оно имеет целью произвести хороший результат, а плохой будет непредусмотренным, или побочным следствием». Более точно, должны удовлетворяться 4 условия:

    1. Само действие должно быть в моральном отношении хорошим или, по крайней мере, морально индифферентным. (То есть, действие, которое мы намереваемся выполнить, не должно быть злом или несправедливостью).

    2. Вред, который мы принимаем во внимание, не должен быть средством, каким достигается хороший результат.

    3. Мотивом должно быть достижение только хорошего результата. То есть, зло или вредное последствие не может быть умышленным, но только возможным и терпимым.

    4. Должна иметься соразмерная причина, чтобы осуществить действие, несмотря на последствия, которые несёт сам поступок.

    В медицинском контексте принцип двойного эффекта наиболее часто упоминается в случаях аборта. Но в биомедицинской этике он имеет, фактически, намного более широкую область применения. Он применяется в случаях контрацепции, стерилизации, трансплантации органов, а так же в случаях использования экстраординарных средств для поддержания жизни.

    Главная > Рабочая программа

    9. Тестовые задания

    1. Термин «этика» впервые упоминается в работе

    а) Эпикура

    б) Платона

    в) Аристотеля

    д) Сократа

    2. Аксиология – это…

    а) учение о бытии;

    б) учение о ценностях;

    в) учение о познании;

    г) концепция морали;

    д) учение о человеке.

    3. Профессиональная этика – это:

    а) учение о ценностях;

    б) общая теория морали;

    в) учение о долге;

    г) учение о нормах поведения;

    Д) учение о профессиональной морали.

    4. Мораль – это:

    а) устойчивые, стереотипные способы массового поведения, сложившиеся исторически;

    б) форма общественного сознания, способ нормативной регуляции общественных отношений и поведения человека;

    в) совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством и обязательных для всех членов общества;

    г) правила этикета;

    д) совокупность обычаев и традиций.

    5. Характеристиками моральных норм являются:

    а) всеобщность и универсальность;

    б) рациональность и объективность;

    в) относительность, условность;

    г) гуманистичность, толерантность;

    д) истинность и научность.

    6. Объектом этики социальной работы является:

    а) профессиональная мораль специалистов;

    б) правовые отношения социального работника и клиента;

    в) нравственные ценности общества;

    г) этические кодексы;

    д) нормативно-правовые акты и должностные инструкции.

    7. Целью этики социальной работы является:

    а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

    б) оценка господствующей в обществе морали и системы ценностей;

    в) анализ этических потребностей специалиста и клиента;

    г) обеспечение и поддержание содержания и целей профессии;

    д) все перечисленное.

    8. Превентивная функция этики социальной работы заключается в:

    а) удовлетворении интересов клиента социальной службы;

    б) воспитании и совершенствовании личности социального работника и клиента;

    в) формировании социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

    г) предотвращении поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

    д) повышении статуса профессии социального работника в обществе.

    9. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

    а) качественная характеристика взаимоотношений социального работника и клиента;

    б) совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм, отражающих сущность профессии;

    в) совокупность личностных качеств специалиста;

    г) совокупность целей и результатов деятельности;

    д) совокупность этических потребностей социальных работников.

    10. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

    а) социальной работы как социального института;

    б) деятельности социального работника;

    в) деятельности социальных служб;

    г) отношений социальный работник - клиент;

    д) отношений социальный работник - социальный работник.

    11. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

    а) моральные ценности клиента;

    б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

    в) ценности клиента и социальной группы;

    г) моральные ценности социальных работников;

    д) материальные средства и ресурсы.

    12. С точки зрения натуралистического подхода мораль -

    а) это результат общественно-исторического развития человечества;

    б) это результат биологической эволюции;

    в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

    г) имеет априорный характер;

    д) есть выражение человеческой воли.

    13. Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

    а) рационализм;

    б) абсолютизм;

    в) релятивизм;

    г) дуализм;

    д) эвдемонизм.

    14. Как формулируется «золотое правило» нравственности?

    а) возлюби ближнего своего как самого себя;

    б) не убий;

    в) не укради;

    г) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой;

    д) око за око, зуб за зуб.

    15. С точки зрения гедонизма высшим благом и критерием поведения является

    а) счастье;

    б) польза;

    в) наслаждение;

    г) подавление чувственных желаний;

    д) познание истины.

    16. Как называется нравственная позиция, согласно которой каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) другого человека?

    а) альтруизм;

    б) эгоизм;

    в) рационализм;

    г) волюнтаризм;

    д) идеализм.

    17. Основным принципом христианской этики является:

    а) благоговение перед жизнью;

    б) безмятежность и невозмутимость;

    в) принцип пользы;

    г) милосердие и сострадание;

    д) справедливость.

    18. Какая этическая концепция отрицает абсолютный характер морали?

    а) «разумный эгоизм»;

    б) стоицизм;

    в) восточные религии;

    г) христианство;

    д) концепция Канта.

    19. «Домострой», как светский этический кодекс, распространяется на Руси в

    20. В каком религиозном направлении нищелюбие считается одним из самых богоугодных дел?

    а) в католичестве;

    б) в православии;

    в) в исламе;

    г) в буддизме;

    д) в протестантизме.

    21. Кто из русских философов считал, что главной моральной заповедью является непротивление злу?

    а) Л. Толстой;

    б) В. Соловьев;

    в) И. Ильин;

    г) Н. Бердяев;

    д) С. Франк.

    22. В каком религиозном направлении этическим идеалом выступает честный труд как «мирская аскеза?

    а) в исламе;

    б) в иудаизме;

    в) в православии;

    г) в буддизме;

    д) в протестантизме.

    23. Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

    а) эвдемонизм;

    б) утилитаризм;

    в) гедонизм;

    г) деонтологическая этика;

    д) детерминизм.

    а) Спиноза;

    г) В. Соловьев;

    д) Ф. Достоевский.

    25. Термин «альтруизм» был введен в научный обиход

    а) И. Бентамом;

    б) Фейербахом;

    в) Кантом;

    г) Эпикуром;

    а) М. Лютер;

    б) М. Вебер;

    в) Г. Спенсер;

    г) Н. Бердяев;

    д) И. Бентам.

    27. Кто из философов считал, что основным этическим принципом является принцип «благоговения перед жизнью»?

    в) А. Швейцер;

    г) В. Соловьев;

    д) Шефтсбери.

    28. Гуманизм как культурное движение возникает в период

    б) XIV-XVI вв.;

    в) XVII-XIX вв.;

    д) XIX-XX вв.

    29. Основоположником утилитаризма является

    а) Т. Гоббс;

    в) Дж. Локк;

    г) Дж. Дьюи;

    д) И. Бентам.

    30. Основными критериями моральности в социальной работе являются:

    а) содействие общественному прогрессу, социальная целесообразность и сотрудничество;

    б) соблюдение интересов клиента;

    в) соблюдение интересов профессиональной группы;

    г) рациональность и объективность;

    д) совесть и тактичность.

    31. Основными принципами этики социальной работы являются:

    а) эмпатия и сочувствие;

    б) объективность, экспертность, инновационность и др.;

    в) конфиденциальность, доброжелательность, ответственность и др.;

    г) субъективизм и релятивизм;

    д) принцип творческого подхода к деятельности.

    32. Идеал в социальной работе – это:

    а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

    б) предмет профессионально-этического кодекса;

    в) деонтологический критерий;

    г) направление деятельности социальной службы;

    д) критерий моральности.

    33. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

    а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

    б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

    в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

    г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

    д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

    34. Моральные нормы в социальной работе - это:

    а) правила этикета;

    б) общие ценностные установки социальной работы;

    г) характеристика направленности личности специалиста;

    д) этические убеждения специалиста.

    35. Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

    а) система ценностей и идеалов современного общества;

    б) основной компонент этического сознания специалиста;

    в) совокупность личных ценностей социальных работников;

    г) совокупность ценностных ориентиров;

    д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

    36. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят в

    37. «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальной работы» были приняты МФСР в

    38. «Международные этические стандарты социальной работы» содержат

    а) 5 групп стандартов;

    б) 6 групп стандартов;

    в) 4 группы стандартов;

    г) 8 групп стандартов;

    д) 10 групп стандартов.

    39. Конфиденциальность в социальной работе это:

    а) критерий эффективности деятельности;

    б) принцип объективного подхода к деятельности;

    в) профессионально-значимое качество личности специалиста;

    г) правило этикета;

    д) принцип сотрудничества социального работника и клиента;

    40. Деонтология социальной работы это:

    а) учение о профессиональных ценностях;

    б) учение о должном поведении специалиста;

    в) совокупность требований к результатам профессиональной деятельности;

    г) учение о личностных качествах специалиста;

    д) учение о нравственности.

    41. Термин «деонтология» ввел в научный обиход:

    а) О.Конт;

    б) Сократ;

    в) И. Бентам;

    г) И. Кант

    д) Гиппократ.

    а) этические знания и зтические действия;

    б) добро и зло;

    в) нравственность и духовность;

    г) профессиональный долг и ответственность;

    д) справедливость и гуманизм.

    43. Формулировка принципа «не навреди» предположительно принадлежит

    а) Абу Али ибн Сине;

    б) Гиппократу;

    в) Эскулапу;

    г) Эпикуру;

    д) Сократу.

    44. Какой из перечисленных принципов не является принципом деонтологии социальной работы?

    а) принцип личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

    б) принцип компетентности специалиста;

    в) принцип утилитаризма;

    г) принцип соответствия полномочий и ответственности;

    д) принцип организованности и дисциплины.

    45. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

    а) добровольность участия, полнота информирования о ходе и результатах исследования и др.;

    б) отказ от насилия, солидарность и др.;

    в) поддержка всеобщего благосостояния, готовность к передаче знаний к другим;

    г) сострадание и милосердие;

    д) учет интересов отдельных социальных групп.

    46. Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

    а) разработку этических кодексов;

    б) разработку и ведение должностных инструкций;

    в) разработку дополнительных нормативно-правовых актов;

    г) формирование интеллектуального потенциала социальной работы;

    д) формирование системы ценностей клиента.

    47. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту:

    а) интересы отдельного клиента превыше интересов общества;

    б) интересы государства и общества превыше интересов клиента социальной службы;

    в) интересы клиента и интересы общества должны сочетаться гармонически;

    г) интересы профессиональной группы социальных работников превыше интересов клиента и общества;

    д) личные интересы социального работника превыше интересов клиента и общества.

    48. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности социального работника обусловлена

    а) несовершенством нормативно-правовой базы;

    б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;

    в) специфическим смыслом и содержанием деятельности;

    г) дегуманизацией человеческих отношений;

    в) популярностью стремлений к достижению личной выгоды.

    49. Этикет социального работника это:

    а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;

    б) совокупность требований к внешним формам поведения и общения специалиста;

    в) совокупность этических знаний специалиста;

    г) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

    д) система ценностей социальной работы.

    50. Какой из перечисленных принципов не является принципом этикета социального работника?

    а) принцип целесообразности действий;

    б) принцип гуманизма;

    в) принцип учета народных традиций и обычаев;

    г) принцип эстетической привлекательности поведения;

    д) принцип индивидуализма.

    Ответы на тесты:

    1-в; 2-б; 3-д; 4-б; 5-а;6-а; 7-г; 8-г; 9-б; 10-а; 11-б; 12-б; 13-в; 14-г; 15-в; 16-а; 17-г; 18-а; 19-в; 20-б; 21-а; 22-д; 23-б; 24-г; 25-д; 26-б; 27-в; 28-б; 29-д; 30-а; 31-в; 32-а; 33-б; 34-в; 35-д; 36-г; 37-в; 38-а; 39-д; 40-б; 41-в; 42-г; 43-б; 44-в; 45-а; 46-а; 47-в; 48-в; 49-б; 50-д.

    Перечень учебников и учебных пособий, имеющихся в учебном абонементе КГМУ по кафедре истории, философии, социологии и политологии

    Кол-во экз.

    Медведева, Галина Павловна. Этика социальной работы: Учеб. пособие / Г. П. Медведева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Моск. гос. соц. ун-т, 1999. - 206 с.

    2002. - 206, с.

    Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович.

    Этика: Учебник для студентов высш. учеб. завед / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1999. - 472 с.

    Зеленкова, Инесса Львовна.

    Этика: Учеб. пособие и практикум / И.Л.Зеленкова, Е.В.Беляева. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: ТетраСистемс, 1998. - 367 с.

    Этика социальной работы: Метод. пособие для студентов дневного и заоч. отд-ния фак. соц.работы / Казан. гос. мед. ун-т, Каф. философии; Сост.: Ф. Т.Нежметдинова и др. - Казань: КГМУ, 2002. - 54 с.

    Профессионально-этические основы социальной работы: учеб.-метод. пособие для студентов очной и заоч. форм обучения фак. соц. работы / Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию РФ, ГОУ ВПО "Казан. гос. мед. ун-т", Каф. истории, философии, социологии и политологии; [сост. М. Е. Соловьянова]. - Казань: КГМУ, 2008. - 22 с.Рабочая программа

    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для медицинских специальностей и 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

  • Рабочая программа по дисциплине по выбору 1 "Психодиагностика" Для специальности 040101 "Социальная работа"

    Рабочая программа

    Программа составлена на основании ГОС ВО для специальности 040101 - "социальная работа", утвержденного 10.03.2 , рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР 2008 г.

  • Рабочая программа по дисциплине «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» Для специальности социальная работа, 040101

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

  • Рабочая программа по дисциплине "теория социальной работы" для специальности 040101 социальная работа

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 040101 “социальная работа” утвержденного 10 марта 2 г., рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР

  • В литературе по проблемам биоэтики предлагаются различные варианты систематизации универсальных принципов и норм биомедицинской этики. Наиболее широкое признание получила концепция, предложенная известными американскими специалистами Томом Бичампом и Джеймсом Чилдресом в работе «Принципы биомедицинской этики». Авторы выделяют следующие принципы:

    · Принцип «не навреди» (модель Гиппократа);

    · Принцип «делай добро» (модель Парацельса);

    · Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель);

    · Принцип справедливости;

    · Принцип уважения прав и достоинств человека

    Принципы «не навреди» и «делай добро» являются фундаментальными основаниями традиционной медицинской этики со времен Гиппократа, а принципы справедливости и уважения прав и достоинства личности становятся актуальными на современном этапе развития биомедицинской этики.

    Принцип «не навреди» (Модель Гиппократа) в латинской формулировке выглядит как «Primum non nocere!», что означает «Прежде всего – не навреди!». Этот принцип восходит к этике Гиппократа и считается моральным основанием медицины. Принцип предполагает необходимость избегать вреда, который врач может нанести пациенту. Причинами вреда могут быть бездействие и неоказание помощи тому, кто в ней нуждается; небрежность и злой умысел; случайные ошибки и необдуманные или неквалифицированные действия врача. Врач также может нанести пациенту моральный вред, связанный с утаиванием информации и обманом пациента, разглашением врачебной тайны, грубым и невнимательным отношением и т. д. Безусловно, моральный долг врача – исключить из своей практики вред, вызванный этими причинами. Однако следует отметить, что любое медицинское вмешательство сопряжено с риском для пациента, и зачастую полностью избежать вреда невозможно. Поэтому, принимая решение о проведении лечебной, диагностической или профилактической процедуры, врач должен постоянно взвешивать выгоды и риски, связанные с конкретным вмешательством. Здесь важно, во-первых, чтобы причиняемый вред не превышал того блага, которое приобретается в результате медицинского вмешательства, и, во-вторых, чтобы при выбираемом варианте действий сам по себе этот вред был минимальным по сравнению со всеми другими возможными вариантами.

    Принцип «делай добро» (модель Парацельса) требуетактивных действий, направленных на сохранение жизни и восстановление здоровья, облегчение боли и страдания пациента. В отличие от принципа «не навреди» эти действия предполагают не столько рациональные соображения, сколько такие чувства и эмоции, как сострадание и милосердие. При этом врач обязан заботиться не только о благе пациента, но и о благе общества (например, бороться с распространением эпидемий), а также о благе науки, без которой невозможен прогресс медицины. Трудности возникают, когда выявляются противоречия между этими видами блага. С позиции современной биомедицинской этики интерес науки не должен превалировать над интересами конкретной личности. Однако в исключительных случаях считается морально оправданным ограничение свобод отдельного человека во благо общества. «Модель Парацельса» - это такая форма взаимодействия медицинского работника с пациентом и его родственниками, в которой нравственные отношения между ними являются одним из главных элементов терапии. В модели Парацельса ведущее значение приобретает учет индивидуальных личностных особенностей пациента и установление доверительных отношений между врачом (и другими медицинскими работниками) и пациентом.


    Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель) . Вошел в медицинскую этику вместе с учением о профессиональном долге медицинских работников. Согласно этому принципу, медработник должен строго выполнять предписанные медицинской этикой нормы и правила и в соответствии с ними свои профессиональные обязанности. Требования профессионального долга неукоснительны для исполнения. В соответствии с этим принципом для медицинского работника становится профессиональным долгом следование принципам «не навреди», «твори добро» и другим этическим принципам и нормам. Нарушение требований профессионального долга влечет за собой те или иные меры наказания (моральные, административные, правовые).

    Принцип справедливости на уровне отношений врач–пациент предполагает оказание помощи больному вне зависимости от его пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения, политических убеждений и вероисповедания, личных предпочтений врача; на уровне системы здравоохранения в целом – равный доступ всех групп населения к получению биомедицинских услуг и благ, доступность фармакологических средств, защиту наиболее уязвимых слоев населения. При распределении дефицитных ресурсов здравоохранения приходится обращаться к тем или иным критериям справедливости – равенства, учета индивидуальных потребностей или заслуг и др. Безусловно, ни один из них не может считаться абсолютным и часто для распределения ограниченных медицинских ресурсов используется несколько критериев.

    Принцип уважения прав и достоинства личности основан на признании человека как безусловной ценности и предполагает свободный выбор личности в отношении своей жизни и здоровья (выбор лечебного учреждения, лечащего врача, согласие или отказ от лечения и т. д.). При этом выбор, который делает пациент, как бы он ни расходился с позицией врача, должен определять дальнейшие действия последнего. Этот принцип является в биоэтике ведущим, так как позволяет в наибольшей степени реализовать права пациента в отношении своей жизни и здоровья.

    Кроме обозначенных принципов можно также отметить:

    Принцип уважения человеческого достоинства, предполагающий признание самоценности каждой личности, в том числе людей, которые в силу своего физического или психического состояния не обладают возможностью выразить свою волю;

    Принцип целостности, акцентирующий внимание на физической и психической тождественности личности самой себе и запрещающий манипуляцию или разрушение этого тождества;

    Принцип уязвимости, характеризующий хрупкость и конечность каждой жизни, а также требующий особой защиты и внимания по отношению к отдельным группам населения (бедным, малограмотным, детям, инвалидам).

    В октябре 2005 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека. Декларация затрагивает этические вопросы, касающиеся медицины, наук о жизни и связанных с ними технологий, и утверждает 15 принципов, обеспечивающих в этих сферах деятельности уважение человеческого достоинства, прав человека и его основных свобод.