Декоративная покраска вагонки внутри дома. Покраска вагонки внутри дома – одно решение множества проблем

Никто не будет спорить с тем, что деревянная вагонка отлично смотрится в любом помещении и интерьере. Нужно отметить, что этот материал из дерева на сегодняшний день является популярным среди имеющихся аналоговых видов. Пиломатериал является экологически чистым и современным, именно по этой причине его стали часто использовать для создания в своём доме уюта и стиля.

При всех своих достоинствах, вагонка, как и любой другой материал, со временем теряет свой первозданный вид, именно поэтому нужно знать, что нужно делать, для того чтобы она в вашем интерьере всегда выглядела как новая.

Подготовительные работы перед покраской

Чтобы придавать свежести дереву на стенах и потолке, необходимо его красить, если же оно уже покрашено, необходимо знать, как обновлять цвет панелей, также как и знать . Как это делать, мы вам расскажем прямо сейчас. Если на панели уже имеется слой краски, тогда вам придётся проверить, насколько хорошо этот слой держится на поверхности. Если краска в некоторых местах полностью отслоилась, лучше избавится от неё.


Подготавливаем окрашенную поверхность

Покраска старой вагонки – трудоёмкий процесс, который требует много сил и времени, потому как от подготовки рабочей поверхности, которую вы будете красить, и будет зависеть конечный результат.

Методы подготовки:

  • Использование фена строительного. Разогреваете обрабатываемую поверхность и шпателем поддеваете краску, аккуратно снимая её с поверхности. Не стоит забывать, что с таким прибором нужно быть осторожным, потому как температурный режим его отличается от обычного бытового фена. И не использовать его на ;

  • Смывка краски путём применения состава СП-6. Использовать данное средство очень просто – наносите состав на поверхность и трёте её щёткой до полного удаления слоя краски. В случае приобретения иного состава для смывки краски, инструкция должна быть прочитана обязательно;
  • Снятие слоя краски с поверхности путём применения фольги и утюга. Накрываем дерево фольгой, и проглаживаем её при большой температуре, в течение 30 секунд после этого процесса, краска очень легко снимется обычным шпателем.

Важно! Последний метод возможно применять только в том случае, если вагонка была покрашена масляной краской старого образца.

В случае, если краска на поверхности панелей держится достаточно крепко, и не имеет никаких дефектов, тогда необходимо:

  • Зашлифовать окрашенную поверхность, путём использования шкуры мелкозернистой;
  • Удаление ненужных кусочков краски и других элементов с поверхности проще осуществлять путём нанесения на неё 2 % содового раствора. Чтобы приготовить эту смесь, необходимо 300 грамм соды растворить в 5-6 литрах воды, желательно тёплой – раствор готов;
  • Покрыть всю поверхность олифой, это надёжная защита вагонки от различного рода негативных воздействий на неё.

Окраска вагонки внутри дома может начинаться только после того, как вы подготовили поверхность к данном у процессу, а также разобрались, какая вам походит лучше всего.

Красим стены

Подготовленная поверхность для покраски должна хорошо высохнуть, и только после этого можно переходить к приготовлению инструментов и самого состава для покраски.

  • Главными инструментами в рассматриваемом процессе являются кисточки и валики. Чтобы покраска была простой и беспроблемной, вам необходимо приобрести несколько видов кистей и валиков, труднодоступные места прокрашиваются маленькими кисточками, основная поверхность – большими кистями и валиками;

  • Не забываем также про губки, которые необходимы будут на протяжении всего процесса покраски;
  • Шпатель и посуда для краски.

Запомните! Отдельные элементы очень легко окрасить цигейковой рукавицей. Для этого, необходимо одеть её на руку вывернутой стороной.

Если покраска осуществляется своими руками, нужно позаботиться о защите своей кожи и глаз. Приобретите очки и рукавицы или перчатки, чтобы защитить себя от вредного воздействия краски.

Какой бы безопасной ни была краска, если в квартире или доме есть дети или же домашние питомцы, на время окрашивания желательно вывести их из рабочего помещения или комнаты.

Дизайн покраски вагонки зависит только от вас. Многообразие видов красок позволяет вашей фантазии разгуляться, как следует.

Начинаем работу

  • Налить краску в небольшую посудину. Кисть следует обмакивать в состав так, чтобы только нижняя её часть была в краске (пример на фото);

  • Прилаживать кисть к стене стоит только после того, как с неё перестанет капать краска;
  • Окрашивать аккуратно, не заходя на уже покрашенный слой.

Многие думают, что ничего сложного в покраске вагонки нет, но на самом деле, как и в любом другом ремонтном процессе, здесь есть свои нюансы и особенности, которые мы рассмотрим ниже.

Правила окрашивания деревянной поверхности

  • К вагонке должен прикасаться кончик кисти, а не вся её поверхность с ворсинками;
  • Красим панели плавно и не торопясь, прокрашивая каждый миллиметр;
  • Не проводить по второму разу по месту, которое уже окрашено;
  • Если окраска вагонки на даче осуществляется в зимний период, нужно помнить, что температура в помещении, где проводятся работы, не должна быть ниже 12 градусов;

Важно! Лучше нанести несколько слоёв тонких, чем один и толстый.

  • Второй слой краски наносится сверху вниз;
  • Если на вагонке имеются вставки из металла, необходимо пройтись по ним уксусом.

Для того чтобы понять, как такой процесс производится на практике, просмотрите видео: покраска деревянной вагонки. А теперь перейдём к советам, которые дают мастера, специалисты в этом деле.

Мастер-класс:

  • В ёмкости не осталось краски, а вагонка ещё не докрашена, не стоит переживать, нужно просто аккуратно соскрести остатки краски со стенок и дна сосуда и использовать её по назначению. В случае если состав загустел, просто разбавьте его тёплой водой;
  • Если краска оказалась на вашей коже, не стоит брать растворитель или же какие-нибудь агрессивные средства, достаточно потереть пятно растительным маслом;
  • Окраска вагонки лаком производится в соответствии с указаниями на упаковке (банке);
  • Покраска евровагонки снаружи осуществляется только в тёплое время года.

В завершение

Цена на лакокрасочные материалы зависит от их свойств, составов и качества. Не стоит экономить на таких составах, потому как от их качества будет зависеть внешний вид и долгосрочность покрытия вагонки.

Поверхность, отделанная натуральным деревом, тоже может нуждаться в покраске. Зачем это нужно и как делается -мы постараемся разобраться. Итак, тема нашей сегодняшней статьи — как покрасить вагонку.

Зачем это нужно?

В самом деле, зачем нужно красить древесину с ее прекрасной фактурной поверхностью?

Сценария два:

  1. Вагонка красится защитным лаком (зачастую колерованным) именно для того, чтобы сохранить ее внешний вид максимально долгое время.
    Лак приостанавливает процесс ферментации древесины при контакте с атмосферным кислородом. В результате внешний слой остается светлым не год-два, а десятилетия.
  2. Если древесина уже потемнела, краска сделает довольно непривлекательную поверхность пусть не столь естественной, но хотя бы выглядящей пристойно.

Совет: темнеет только тонкий наружный слой древесины. В большинстве случаев достаточно обработать поверхность потемневшей вагонки шлифмашинкой и покрасить колерованным в темный цвет (чтобы скрыть огрехи шлифовки) лаком.

Выбор материала

Начнем с одного из камней преткновения в спорах о покраске дерева: нужна ли грунтовка?

Ответ можно дать вполне однозначный: она не необходима. На пористой поверхности дерева любая краска или лак прекрасно держатся без грунта. Грунтовка лишь сократит расход лакокрасочного материала при нанесении первого слоя.

Что с выбором собственно лакокрасочного материала?

Лаки

Вдумчивое чтение тематических форумов принесет нам целый ворох рекомендаций, основанных на личном опыте.

  • Олифа . Традиционное покрытие будет недорогим и эффективным способом защиты дерева. Олифить вагонку нужна как минимум на два раза, с полным высыханием каждого слоя.
    Увы — во время сушки придется держать окна открытыми. Олифа пахнет, и довольно сильно.

  • Яхтенный лак — не самый дешевый, но очень долговечный вариант.
  • Бесцветные водорастворимые лаки на акрилатной основе не только защитят дерево от потемнения, но и не будут раздражать вас резкими запахами в процессе высыхания.
    Типичный представитель — матовый лак Панели-Ясся от Тиккурила.
  • Полиуретановый лак особо прочен и дает возможность надежно защитить поверхность вагонки от загрязнений и износа там, где ее часто задевают. Основной недостаток — стоимость.

Краски

Тут все зависит от ваших целей.

  • Алкидные эмали (ПФ-115 и аналоги) дадут плотное глянцевое покрытие.
  • Водоэмульсионные краски на акриловой основе сделают поверхность матовой. При этом два тонких слоя жидкой краски позволят сохранить текстуру древесины: неровности, сучки и слои в досках будут достаточно хорошо видны.

Окраска

  1. Очищаем поверхность вагонки . Пыль и грязь можно смыть любым моющим средством. Неплохой идеей будет осветлить и обезжирить древесину.

Совет: щелочные моющие средства могут выполнить все перечисленные функции сразу.

Вооружившись губкой и емкостью Белизны, вы через короткое время получите чистую обезжиренную поверхность, максимально осветленную содержащимся в жидкости хлором.

  • Шлифуем поверхность. Подойдет обычная пемза; еще лучше вооружиться шлифмашинкой с парой видов наждака — крупного и мелкого.
  • Антисептическая грунтовка станет следующим этапом. Она наносится валиком или краскопультом; в первом случае в углублениях и неровностях придется браться за кисть.
  • Прозрачные лаки и краски наносятся одинаково — как минимум двумя тонкими слоями. При этом последний слой наносится вдоль волокон древесины, чтобы не были видны полосы.
    Красить лучше кистью, поскольку валик не прокрасит пазы и щели между досками.

Лучший инструмент — обычная кисть

Заключение

Напоследок — еще один совет. Оптимально красить и лакировать вагонку в отсутствие прямых солнечных лучей, при умеренной температуре и постоянной влажности. Тогда покрытие будет наиболее прочным и долговечным. Успехов в ремонте!

Деревянная вагонка красивый, натуральный материал. Не удивительно, что так много пользователей во всем мире отдают ему предпочтение в качестве отделочного и облицовочного материала.

Экологичность и естественная красота древесины не только украшает помещение, но и создает в нем определенный микроклимат. А вагонка покрытая плотным покрытием (краской, лаком) позволяет создать любой декор.

Но, у дерева есть существенный минус, который влияет на эксплуатационные характеристики вагонки - она подвергается гниению, различным повреждениям, а также склонна темнеть.


Эта статья предназначена для тех, кто хочет защитить и одновременно сохранить вагонку в естественном виде. Рассмотрим пошагово, как и чем лучше покрыть (пропитать, обработать, покрасить) .

Надо сказать, что метод «взять кисть, краску и покрасить» хорош, именно в силу своей простоты. Но долго ли прослужит окрашенная таким образом древесина? Не лучше ли выбрать более основательный и правильный подход?

Правильная покраска деревянной вагонки состоит из 4 этапов:

1 этап - подготовка вагонки к покраске

Для евровагонки, такой этап будет лишним, поскольку производители руководствуются европейским стандартом, который предусматривает обязательную первичную обработку древесины защитными составами.

Те же, кто купил стандартную вагонку отечественного производства или имеет дело с уже окрашенной поверхностью, нужно в первую очередь произвести первичную обработку панелей.

Подготовка новой вагонки

Подготовка новых ламелей включает в себя:

  • сортировку . Известно, что допускается пересечение сортов до 10%. Т.е., в партии вагонки первого сорта может содержаться до 10% ламелей второго сорта. Чтобы не нарушить поверхность их нужно отсортировать;
  • сушку . Приобретенные ламели должны быть сухими до начала монтажа;
  • выдерживание в температурном режиме помещения , в котором планируется . Естественно топить сауну, чтобы доски «согрелись» смысла нет. Но вот пролежать в течении 2-3 дней в том помещении, где они будут устанавливаться доскам необходимо;
  • удаление дефектов . К дефектам поверхности вагонки можно отнести сколы, шероховатости, появление синевы, белых пятен, мертвые (выпадающие) сучки. На части панелей дефекты можно не трогать. Это связано с тем, что в процессе работы нужна будет короткая вагонка. Например, для отделки под окном или над дверью. Однако, чтобы приступить к монтажу на открытой поверхности дощечки нужно очистить от дефектов посредством отбеливания (для этих целей рекомендуется использовать СенежНео или Иней). Удалить пятна жира можно с помощью обессмоливания - протирания 25% раствором ацетона. Шероховатости удаляются при помощи шкурки (наждачной бумаги) или металлической щетки.

Подготовка эксплуатируемой (старой) вагонки

К сожалению, окрашивание деревянной вагонки это не то действие, которое можно выполнить один раз на весь срок ее эксплуатации. Покраска вагонки - процесс, который нужно периодически повторять.

В том случае, если нужно покрасить предварительно окрашенные, вскрытые лаком поверхности, нужно также провести предварительную обработку панелей.

Когда нужно красить вагонку:

  • отслоение нижнего слоя краски;
  • потеря цвета ламелей;
  • потеря блеска краски или лака;
  • появление существенного дефекта, например, попадание жира, масла, растворителя, другого красителя, проявление грибков на поверхности вагонки;
  • новый стиль, жажда перемен и мода. Например, существующий цвет вагонки не вписывается в обновленный интерьер дома и прочие факторы.

Как очистить вагонку от лака, краски и грязи

Снять старую краску или лак с вагонки можно двумя способами:

  • Химический . Предполагает использование различных синтетических растворов и составов (смывок, размягчителей), которые способствуют отслаиванию краски от основания. Стоит отметить, что химический способ довольно агрессивный. Работать с растворами нужно в хорошо проветриваемом помещении с необходимыми средствами индивидуальной защиты. После снятия поверхностного слоя, ламели нужно промыть водой или потереть уайт-спиритом.

Покраска вагонки внутри дома – необязательная, но достаточно эффективная мера в эксплуатации данного материала. Уровень этой эффективности определяет то, как и чем будет осуществляться обработка древесины. Именно выбор средств и материалов решит успех всего мероприятия.

Покраска вагонки внутри дома: цель и необходимость данного мероприятия

Вагонка – это тонкая доска, которая применяется для обшивки различных поверхностей: стен, потолков, дверей как внутри, так и снаружи помещений. Это деревянная панель, что является главным преимуществом, так как дерево – ценный и экологически безопасный строительный материал. Также вагонка является отличным декоративным элементом, способным придать уют и особую атмосферу дому.

О достоинствах вагонки, как отделочного материала, можно говорить много. Это и способность к тепло- и звукоизоляции, и возможность визуально сглаживать дефекты поверхности, долговечность и простота в монтаже. В целом, она сохраняет все свойства дерева. А дерево, как известно, хорошо горит, гниёт, подвергается нападению грибка и насекомых. Но этого легко избежать при правильном уходе и эксплуатации.

Покраска вагонки внутри дома и снаружи является одним из элементов грамотного ухода за деревом. Защитный слой лакокрасочного состава уберегает дерево от воздействий окружающий среды: влаги, насекомых, пыли. Также целью покраски может стать изменение цвета, если натуральный по каким-то причинам не устраивает. Или наоборот – покрытие лаком для более интенсивного выделения естественной древесной структуры. После любой из этих обработок можно без опасений осуществлять влажную уборку поверхностей.

Мастера сайта сайт подготовили для Вас специальный калькулятор . Вы легко сможете рассчитать нужное количество вагонки.

Вагонка – долговечный материал, но со временем он теряет свой цвет под воздействием солнечных лучей. И нет смысла отделывать дом деревом с запасом на следующие 20–30 лет, если декоративные свойства будут утрачены в первое десятилетие. В этом случае также поможет покраска. Слой лака или краски защитит доски от солнца и «законсервирует» изначальный цвет на долгие годы.


Как выбрать защитное средство и чем покрасить вагонку внутри дома?

Сегодня на строительном рынке представлен широкий ассортимент средств для обработки дерева. Ориентируясь на качество, стоимость и целевое назначение можно выбрать оптимальный, для каждого конкретного случая, состав. Конкретными случаями можно считать, например, стоимостные ограничения, уровень влажности в помещении, породу дерева, из которого изготовлена вагонка и т.п.

Главной задачей всех средств обработки является защита дерева от:

  • влаги;
  • солнечных лучей;
  • насекомых;
  • грибков.

С этими напастями призваны бороться две группы средств:

  1. средства, обладающие только защитными функциями;
  2. защитные средства, обладающие декоративными свойствами.

К первой группе относятся пропитки и грунтовки, призванные защитить древесину от гниения, грибка и насекомых. Такая обработка является обязательной в работе с древом и вагонкой в частности. Эти составы после высыхания не видны, что отличает их от второй группы. Средства второй группы представлены лакокрасочными составами. Они выполняют ту же защитную функцию, но с изменением первоначального цвета вагонки.

Декоративную защиту обычно выбирают более придирчиво, так как она будет видна. Вариантов, чем покрасить вагонку внутри дома, достаточно много:

  • Масляная краска. Эта краска быстро сохнет, долго служит и не пропускает влагу. Обладает весьма специфическим запахом, что делает покраску внутри дома возможной только в тёплое время года, когда можно проветрить помещение. Через 7–8 лет эта краска теряет свою яркость и блеск, что потребует обновления цвета.
  • Акрилатная краска. Безвредная краска, которая быстро сохнет даже при низких температурах. Не имеет сильного неприятного запаха, что позволяет работать с ней внутри помещения. В процессе покраски не растекается по поверхности. Имеет достаточно высокую стоимость, что является её недостатком.
  • Декоративная глазурь. Обладает хорошей защитной функцией и отлично подчёркивает структуру обрабатываемой поверхности дерева. С помощью колерования красок можно придать любой цвет и оттенок.
  • Акриловые аквалаки. Прочные и долговечные составы, которые сохраняют структуру древа видимой. Их также можно колеровать, что позволит использовать их, как декоративную глазурь. Акриловые аквалаки нельзя использовать для покрытия полов.
  • Алкидные лаки. Требуют абсолютно сухой основы. Если покрыть ими влажное дерево, то в дальнейшем лак потрескается и начнёт шелушиться.
  • Морилки. Морилки можно применять лишь в том случае, когда поверхность вагонки ровная и не содержит дефектов, так как этот состав не закрашивает древесину, а только меняет её оттенок.
  • Непрозрачные эмали. Полностью закрашивают структуру дерева. Обычно эмаль наносят на хорошо просушенную вагонку в три слоя. Это требует использования большего объёма данного покрытия по сравнению с лаком или краской.

На этом список возможных вариантов, конечно же, не исчерпывается. Ассортимент действительно большой как красок, так и лаков. Здесь стоит уже основываться на личных возможностях и пожеланиях. Выбирая покрытие, можно составить для себя критерии отбора по категориям, например: цена, страна производитель, срок службы, декоративные свойства, отзывы потребителей, экологичность и т.д.

Так, например, если решено использовать лак для вагонки внутри дома, то акриловый является гипоалергенным, что для некоторых очень актуально и может стать решающим моментом в выборе покрытия. Полиуретановые лаки очень быстро сохнут и бывают матовыми и глянцевыми, что в свою очередь для кого-то решит проблему выбора.

Пошаговая схема, как покрасить вагонку внутри дома

Удачный выбор краски или лака для обработки вагонки – лишь половина успеха. Следующим этапом будет непосредственно сама обработка древесины. Независимо от того, чем будет покрываться вагонка, процесс имеет четыре последовательных этапа:

Как покрасить вагонку внутри дома - пошаговая схема

Шаг 1: Очистка поверхности вагонки

Первым этапом является очистка и отбеливание вагонки. Поверхность досок необходимо очистить от загрязнений, это можно сделать с помощью стальной или волосяной щётки. Также доски нужно ошкурить мелкой шкуркой, чтобы убрать все шероховатости. Для того чтобы удалить глубокие загрязнения, вроде пятен от грибка, нужно прибегнуть к помощи специальных отбеливающих средств. В итоге должна получиться чистая, гладкая и сухая доска.

Шаг 2: Грунтовка древесины

Грунтовка должна полностью заполнить поры поверхности и не просесть в дальнейшем при высыхании. Она подбирается в зависимости от породы дерева, из которого изготовлена вагонка. Наносить грунтовку можно валиком для краски или распылителем.

Шаг 3: Пропитка поверхности вагонки

Перед тем, как покрасить вагонку внутри дома, следует её обработать специальной пропиткой. Пропитки для дерева обладают антисептическим действием и предотвращают появление плесени, грибков и насекомых. Пропитывать доску нужно с обеих сторон, после чего дать ей хорошо высохнуть (не менее двух суток). Качественные средства не изменяют цвет вагонки и не выделяют неприятный запах при работе.

Грунтовка для работ внутри помещения должна быть изготовлена на водяной основе и не иметь острого неприятного запаха.

Шаг 4: Покраска вагонки

После того, как вагонка очищена, обработана и хорошо просушена можно приступать к непосредственному нанесению краски. Для покраски можно использовать краскопульт, валик или кисть. Наиболее равномерная покраска получится при помощи автоматического распылителя, но ручными инструментами тоже можно воспользоваться. Кисть лучше использовать небольшую (5 см в поперечнике), а малярный валик пригодится с коротким ворсом.

Слой краски наносится непрерывным движением вдоль доски. Нельзя водить кистью или валиком неоднократно по одному месту. Слой краски должен быть тонким и ровным. Таких слоев может быть два или три, это будет зависеть от необходимого конечного результата: насыщенности цвета, его однородности и т.д. Каждый последующий слой можно наносить лишь после абсолютного высыхания предыдущего.

Два тонких слоя краски держатся лучше и дольше, чем один более толстый слой.


Покрасить деревянную вагонку, которой обшиты поверхности стен или потолка в доме – вроде бы совсем несложно. Главное – определиться с выбором краски или других средств, способных преобразить древесину. Однако, ассортимент лакокрасочных составов в специализированных магазинах – весьма разнообразен, и, наверное, поэтому покраска вагонки внутри дома и вызывает некоторые вопросы.

Древесина традиционно характеризуется как прочный и долговечный материал, но при условии ее правильной просушки и обработки различными составами, в том числе и краской. Эти средства способны защитить вагонку от порчи насекомыми или грибком, загрязнений, чрезмерной увлажненности и, наоборот, пересыхания. Кроме этого, обработка этого натурального облицовочного материала антипиренами значительно снизит его горючесть.

Поэтому и стоит рассмотреть не только само окрашивание, но и подготовительные мероприятия к этому процессу, а также материалы, используемые для этих процедур.

Самыми популярными типами вагонки для отделки стен и потолка внутри помещений являются изготовленные из хвойных пород, а среди них доступнее всех по цене считается сосна. Эта древесина имеет некоторые особенности, поэтому требует индивидуального подхода при ее окрашивании. Эти нюансы тоже будут рассмотрены при подробном описании технологии процесса.

Для окрашивания натуральной вагонки подходят практически все краски, представленные в ассортименте строительных магазинов. Однако, для внутренней отделки стоит выбирать те, которые в максимальной степени безопасны для жильцов дома, как при окрашивании, так и в процессе эксплуатации отделки. Кроме этого, важно подобрать и защитные средства, не наносящие вреда экологической атмосфере в жилых помещениях.

Так как на начальном этапе вагонку обрабатывают защитными средствами, то и стоит в первую очередь рассмотреть именно их.

Защитные средства

Растворы для подготовки вагонки к окрашиванию предназначены для ее защиты от плесени, вредных насекомых, деструктивного действия ультрафиолетовых лучей, а также от излишнего влагопоглощения. Кроме этого, некоторые из них снижают пожароопасные свойства древесины.

Эти вещества, как правило, не меняют цвет и не закрывают фактурного рисунка дерева, так как являются полупрозрачными. Тем не менее, в этом ряду есть и составы, выполняющие в определенной мере еще и дополнительную декоративную функцию.

Подготовка к окрашиванию натуральной вагонки разделяется на несколько этапов – это очистка и шлифовка древесины, грунтование и пропитка. Для этих операцией могут применяться специальные составы разного предназначения:

  • Антисептики используются для предотвращения поражения древесины грибком, для «лечения» и прекращения разрастания уже присутствующих пятен плесени, для защиты от разрушающих структуру дерева насекомых. Эти средства подразделяют на две группы:

Покрытия, образующие на поверхности вагонки защитную пленку, используются в том случае, когда древесина будет контактировать с водой, например, при обшивке банных помещений.

Пропитки, проникающие в структуру древесины, требуют в дальнейшем дополнительного покрытия, во избежание вымывания средства, а также в силу токсичности некоторых составляющих растворов.

Кроме этого, антисептики подразделяются на четыре типа по основе, на которой они изготовлены:

— Средства на основе органических растворителей отличаются высокими защитными свойствами и подходят для древесины, закрепленной как снаружи, так и изнутри строения. Но применяются они крайне редко, так как достаточно токсичны и огнеопасны.

— Растворы на масляной основе подходят для древесины, подвергающейся статической нагрузке, а также в сложных климатических условиях, поэтому их чаще всего применяют для внешней облицовки или для вагонки, которой облицованы балконы или лоджии.

— Водорастворимые средства защиты используются для покрытия внутренней деревянной облицовки под дальнейшее нанесение лакокрасочных составов на водной основе. Они нетоксичны и быстро просыхают, но со временем их антисептические свойства значительно снижаются;

— Комбинированные антисептики содержат высокоуглеродистые и масляные компоненты. Растворы могут быть применены для внешней или внутренней отделки, а также используются в помещениях с повышенной влажностью, создавая высокий уровень защиты древесины. Стоимость комбинированных растворов значительно превышает цену на другие типы антисептиков.

  • Биовлагозащитные антисептики имеют в принципе то же самое предназначение, однако, еще и создают на вагонке защитный влагоотталкивающий барьер, а также способны придавать ей дополнительную декоративность, подчёркивая фактуру древесины. Поэтому, использовав такой антисептик, можно решить сразу несколько проблем, так как не придется наносить средства с разными предназначениями – это сэкономит время, так как не придется ждать пока будут просыхать слои. Именно такие качества выводят биовлагозащитные пропитки в разряд наиболее популярных.

  • Антипирены - это растворы, делающие древесину более огнестойкой. Их также можно разделить на две группы:

— Составы первой группы работают на блокировку пламени, так как при нагревании вспениваются и образуют защитный слой на вагонке.

— Вторая группа составов содержит соли, которые при контакте с огнем выделяют газы, препятствующие горению и распространению пламени.

Самыми действенными антипиренами можно назвать те, которые содержат триполифосфорную, ортофосфорную и пирофосфорную кислоту и соли натрия.

  • Биопирены - это пропитывающие составы с антисептическим и огнезащитным эффектом, которые подходят для внутренних и наружных обработок древесины. Такие составы помогут сократить срок предварительной подготовки деревянной отделки, и нередко – еще и сэкономить средства, так как нужно будет приобрести не два отдельных раствора, а один, который выполнит обе основных функции.

  • Отбеливающие средства применяются для деревянной вагонки в том случае, если на ней присутствуют нежелательные темные или синюшные полосы или пятна. Кроме отбеливающего эффекта, такие составы создают и защитный антисептический слой, который будет противостоять возникновению плесени.

Отбеливающие средства обычно состоят из двух компонентов, которые смешиваются перед нанесением их на древесину. Такие растворы могут состоять из разных химических соединений, и некоторые из отбеливателей через определенное время должны быть смыты с поверхности вагонки, а другие не требуют подобного смывания. Поэтому, перед приобретением таких средств, на этот фактор нужно обратить особое внимание.

  • Грунтовки – это растворы, которые тоже можно назвать защитными. Но кроме этих качеств, грунтовка придает поверхности дерева гладкость и хорошую адгезию, что упрощает дальнейшее покрытие вагонки красочными составами или лаком.

Грунтовка обычно производится на водной основе и может быть прозрачной или непрозрачной. Если планируется сохранить фактурный рисунок древесины, то выбирается прозрачный раствор грунта. В том случае, когда есть намерение нанести плотной декоративный слой краски, может быть использована любая из грунтовок, но непрозрачная создаст более ровную и гладкую основу под покраску.

Прозрачные грунтовки не создают на поверхности древесины защитной пленки – они проникают в структуру материала. Обработка поверхности вагонки, проведенная грунтовочными составами, значительно снижает расход краски и увеличивает долговечность нанесенной отделки.

Лаки – защитные и декоративные составы

Не только в качестве декоративного покрытия, но и для обеспечения защиты древесины используются и некоторые лаковые составы. Их производят на разных основах:

  • Масляные лаки содержат в своем составе природные или же искусственные смолы, натуральные модифицированные масла, а также растворители и сиккативы. Такая разновидность лаков после просыхания образует на поверхности достаточно прочную пленку, которая придает древесине натуральный охристый оттенок. Масляные растворы используются для покрытия вагонки, досок пола и других деревянных поверхностей внутри дома.

  • Алкидные лаки производятся из пентафталевых и глифталевых синтетических смол, с добавлением в них сиккативов. Эти составы достаточно часто тоже называют масляными, так как масла используются в них качестве растворителя. Однако, по своим эксплуатационным характеристикам алкидные лаки превосходят масляные, поэтому могут быть использованы для внешних работ.
  • Алкидно-карбамидные растворы лаков состоят из амиформальдегидной и алкидной смолы. Они способны высыхать при нормальных температурах только в том случае, если в их состав вводятся кислотные отвердители, которые добавляются в смесь непосредственно перед началом работ, так как после замешивания срок их жизни ограничен. Такие лаки образуют на поверхности древесины твердую прочную пленку, обладающую высокой износостойкостью. Благодаря этим качествам, алкидно-карбамидные лаки хорошо подходят для внутренних работ и не только для обработки вагонки, но и для лакировки паркета.
  • Политуры и спиртовые лаки придают поверхности особую прочность и блеск, но самым большим их минусом можно назвать то, что они недостаточно хорошо защищают древесину от влаги, поэтому их не рекомендовано применять для вагонки, установленной на неотапливаемом балконе или лоджии.

Растворы производятся на натуральных смолах, поэтому имеют высокую цену и не пользуются популярностью.

  • Нитроцеллюлозный лак производится из нитрата целлюлозы и смеси органических растворителей. Кроме них, для достижения необходимых защитных качеств составов в них добавляются синтетические смолы. Эта разновидность лака создает на поверхности дерева прочное жесткое покрытие, которое отличается прозрачностью и практически не изменяет цвет древесины. Лак предназначен для использования внутри помещений.
  • Акриловые лаки - это вододисперсионный раствор полиакрилатов. Средство отличается своей экологической чистотой и почти полным отсутствием запаха. Еще применяют для покрытия деревянных покрытий и изделий, используемых в жилых помещениях. Однако, пленка, образованная на поверхности, все же не отличается высокой стойкостью к истиранию.
  • Полиуретановые лаки производятся на водной основе, но характеризуются высокой прочностью и стойкостью к истиранию. Эти лаки – экологически чистый материал, и если они выбираются для покрытия вагонки, то это значительно поднимет долговечность защитного слоя.

Полиуретановые растворы применяют для покрытия полов, а также других элементов отделки из дерева внутри помещений. Эти лаки имеют достаточно высокую цену, что вполне оправдано их высокими эксплуатационными характеристиками.

Краски для покрытия деревянной вагонки

Для декоративного покрытия вагонки используются составы, произведенные на разных основах. Некоторые из них – универсальны и применяются как для внутренней, так и для внешней отделки, но существуют и такие, которые предназначены исключительно для внутреннего применения. Поэтому, покупая этот декоративный материал, нужно обязательно изучить его основные характеристики, которые обычно указываются на упаковке, а также проконсультироваться с продавцом.

Итак, в продаже можно найти следующие красочные составы:

Масляные краски подойдут для вагонки внутри помещений, но недостатков у них — немало

  • Масляные краски можно назвать универсальными, так как они достаточно глубоко проникают в структуру дерева, повышая ее устойчивость к различным воздействиям внешней среды, делая ее влагостойкой. Недостатками масляных красок можно назвать их долгое высыхание, быстрое выгорание под воздействием ультрафиолетовых лучей и снижение воздухопроницаемости древесины. Поэтому применять ее все-таки лучше для внутренней отделки, да и то – не всегда.
  • Акрилатные красочные составы – это водные растворы, по большинству эксплуатационных характеристик превосходящие краски на масляной основе, способные создать древесине надежную защиту, сохраняя её цвет. Этот тип растворов достаточно эластичен, поэтому имеет хорошую адгезию с поверхностью, не растрескивается и не деформируется при изменении температур. Благодаря своим качествам краска может быть применена для внешних и внутренних работ.
  • Эмалевые краски на алкидной основе используют для окрашивания вагонки как снаружи, так и внутри строения, образуя защитный глянцевый слой для древесины. Поэтому только что окрашенная поверхность выглядит очень эстетично. Однако, со временем цветная краска имеет свойство выцветать, а белая желтеть. Кроме того, высыхание алкидных красок – достаточно длительный процесс, который всегда сопровождается не слишком приятным запахом из-за входящих в состав органических растворителей.

  • Водоэмульсионные краски способны сохранить фактурный рисунок, не закрашивая его плотным слоем – для этого их необходимо развести водой до нужной консистенции. При необходимости нанести на вагонку плотный красочный слой, краска не разбавляется.

Это экологически чистые растворы, не имеющие неприятного запаха и не выделяющие вредных испарений. Краска быстро высыхает и хорошо держится на загрунтованной поверхности, но все-таки по своим характеристикам уступает лакам. Неустойчива к абразивному воздействию.

  • Силикатные краски изготавливаются на основе жидкого стекла, поэтому имеют достаточно много положительных характеристик. Такие составы не подвержены воздействию ультрафиолетовых лучей, повышенной влажности и перепаду температур, способны повысить огнестойкость древесины. Это – экологически чистый материал, он не выделяет вредных веществ и не имеет запаха.

Благодаря своим характеристикам силикатные краски могут быть применены для окрашивания разных поверхностей, так как обладают высокой адгезией, и вагонка не является исключением. Особенно хорошо подойдут эти краски для деревянной облицовки лоджии или балкона. Недостаток – в дальнейшем, при необходимости перекрашивания, потребуется использовать опять же силикатную краску – никакая другая уже не ляжет. Еще один «минус» – достаточно узкий диапазон возможных расцветок.

  • Силиконовые краски производятся на основе силиконовых смол, и являются одним из самых долговечных типов красочных составов, но и самым дорогостоящим. Эта разновидность краски обладает высокими эксплуатационными характеристиками: создаваемое покрытие стойко выдерживает механические воздействия, в том числе – и истирающую нагрузку, обладает хорошей паропроницаемостью, устойчивостью и выгоранию цвета, влагостойкостью и длительным сроком эксплуатации, который составляет около 25÷30 лет. Кроме этого, силиконовые краски не только способны защитить древесину, но и скрыть небольшие дефекты на ее поверхности.

  • Восковые краски, изготовленные на основе льняного масла, являются традиционным материалом для внутренней обработки деревянной вагонки. Эти составы придают вагонке матовый блеск, сохраняя цвет и рисунок древесины. Особенно хорошо такая краска подходит, когда дерево изначально имеет красивую фактуру, которую просто жалко скрывать иным непрозрачным или полупрозрачным составом. Восковые краски стали использовать вместо мебельного воска, так как они легче наносятся на поверхность и имеют ряд других преимуществ:

глубоко проникают в структуру древесины, что делает поверхность водоотталкивающей;

не изменяют натурального цвета дерева;

характерный для воска цвет проявляется после просыхания и натирания вагонки щеткой;

краска не содержит никаких «химических» растворителей и является экологически чистым материалом;

при желании восковый состав можно колеровать в нужный оттенок;

отличается экономичный расход состава.

Теперь, после рассмотрения основных составов, используемых для подготовки и окрашивания натуральной вагонки, можно переходить к инструкциям по выполнению работ.

Калькулятор расчета количества краски для вагонки

При расчете количества краски для проведения отделочных работ многие неопытные потребители путаются, принимая за единицу измерения единицы объема. Однако, плотность краски значительно отличается от плотности воды, и килограмм состава вовсе не означает привычный литр. Как правило, и расфасовка производится, и средний расход лакокрасочных составов измеряется в весовом эквиваленте — в килограммах. Калькулятор выдаст именно эту величину, с учетом 10% запаса.

Введите запрашиваемые данные и нажмите «Рассчитать количество краски для вагонки»

Расчет произвести по:

Площадь окрашиваемой поверхности, м²

Длина стены или потолка (периметр комнаты или длина подлежащего окраске участка), м

Высота стены или окрашиваемого участка (ширина потолка), м

ДВЕРНЫЕ ПРОЕМЫ, ИСКЛЮЧАЕМЫЕ ИЗ РАСЧЕТА

Количество дверных проемов

Высота дверного проема, м

Ширина дверного проема, м

ОКОННЫЕ ПРОЕМЫ, ИСКЛЮЧАЕМЫЕ ИЗ РАСЧЕТА

Количество оконных проемов

Высота оконного проема, метров

Ширина оконного проема, метров

ТИП КРАСКИ И ПЛАНИРУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОЕВ ЕЕ НАНЕСЕНИЯ

Тип краски:

Планируемое количество слоев

один два три

Технология покраски вагонки

С процессом окраски деревянной вагонки справится даже новичок, тем более, если будет следовать советам мастеров, так как даже в простом нанесении краски есть некоторые нюансы, которые стоит учесть.

  • Несмотря на то, что этап подготовки не является обязательным, опытные мастера не рекомендуют от него отказываться, так как древесина некоторых пород имеет в области сучков так называемые «смоляные карманы», а смола, выделяющаяся из них время от времени, значительно снижает защитные свойства красочных составов. Грунтовки же способны нейтрализовать активное выделение природных смол, что значительно продлевает срок эксплуатации декоративного слоя.
  • Наиболее уязвимым местом в вагонке является торцы ламелей, так как влага, попадая на неприкрытую древесину, начинает может запустить свой разрушительный процесс. Поэтому, если планируется обшить поверхность новой деревянной вагонкой, то лучше всего подготовку материала провести до его монтажа на стену. При этом обрабатывают не только лицевые и тыльные поверхности, но и торцевые части обрезанных в нужный размер досок.
  • Краска или лак наносится тонкими слоями, непрерывными движениями, вдоль волокон древесины. Производя окрашивание, важно следить за тем, чтобы поверхности древесины касались только кончики щетины кисти, то есть на нее нельзя сильно давить.
  • Если при проведении по вагонке кистью не вся поверхность будет охвачена краской, не стоит утолщать ее слой, так как, проведя окрашивание в несколько этапов, можно добиться более долговечного покрытия, чем при нанесении одного толстого слоя.
  • Для окрашивания труднодоступных областей на уже закрепленной на стене вагонке, лучше всего использовать более тонкую кисть в 12÷15 мм.
  • Чтобы избежать следов неровностей на прокрашенной поверхности, финишный слой краски рекомендовано наносить сверху вниз. Этот прием способен максимально сгладить все возможные дефекты.
  • Очередной слой краски наносится только после полного просыхания предыдущего.
  • Перед началом операции окраски, красочный раствор необходимо тщательно перемешать, иначе слой получится неравномерным.
  • Чтобы убедиться в том, что цвет подобран верно, нужно произвести пробный окрас небольшого участка неиспользуемой доски, или же установленной в области нижней части угла облицовки.
  • Специалисты рекомендуют слегка заколеровать грунтовку, наносимую перед окрашиванием, в близкий по тону красочному декоративному составу цвет.
  • Не рекомендовано осуществлять окрашивание вагонки в жаркую погоду и при попадании на нее солнечных лучей – эти факторы будут способствовать чрезмерно быстрому высыханию краски, и покрытие получится неравномерным. Благоприятной комнатной температурой для проведения окрашивания считается 20÷25 градусов.
  • Вагонку, перед окрашиванием или брашировкой, необходимо хорошо просушить, иначе на ней могут появиться трещины вдоль волокон. Если времени на просушку материала нет, то её следует перед закреплением на стену покрыть грунтовкой.

Пошаговая инструкция проведения покраски вагонки

Окрашивание вагонки может проходить по-разному, в зависимости от того, планируется ли сохранить или выделить ее структурный рисунок, или же нанести красочный состав плотным слоем и сделать ламели облицовки идеально гладкими. Способ придания цвета с выделением фактуры древесины называется брашировкой. Далее будет рассмотрено и как проводить этот процесс, и как выполняется обычное окрашивание.

Проведение обычного окрашивания

При проведении обычного окрашивания, перед началом работ все поверхности вокруг, закрепленной на стене вагонки рекомендовано обезопасить, закрыв полиэтиленом или малярным скотчем.

Иллюстрация
Первым шагом любая вагонка, старая или новая, требует подготовки.
Если на облицовке еще осталась старая краска, то ее необходимо удалить. Этот процесс проводится с помощью строительного фена и скребков разных форм, или же электрической дрелью со специальной абразивной насадкой.
Еще одним способом избавления от старого покрытия может стать 2% содовый раствор, однако, не для всех красок этот метод будет эффективен.
Без проведения этого операции, новая окраска будет выглядеть неаккуратно, поэтому очистка должна быть проведена очень тщательно.
После очистки вагонки от старой краски, ее поверхность необходимо хорошо отшлифовать.
Шлифовку удобнее всего производить с применением шлифовальной машинки.
Если же электроинструмент отсутствует, то для этой цели может быть использована наждачная бумага, которая для облегчения работы закрепляется на деревянный брусок или же на малярную гладилку.
Если же вагонка новая, то ее все равно следует обработать шлифовкой – наждачной бумагой с разной фракцией зерен.
Для первичной зачистки древесины используется наждачка, зернистостью Р80÷Р120, для финальной шлифовки Р180÷Р220.
После шлифовки вагонку нужно очистить от пыли с помощью пылесоса или широкой мягкой кисти. Даже мельчайший налет тонких опилок может резко снизить качество покраски поверхности.
Далее, древесину нужно обработать антисептическими составами – этот процесс проводится с помощью кисти, валика или пульверизатора.
После просыхания антисептического слоя, вагонка обрабатывается грунтовочным раствором.
Здесь будет уместным вспомнить уже упомянутую выше информацию, что грунтовка может включать в себя и антисептический эффект, и свойство антипирена. Поэтому чаще всего в целях экономии эти процессы совмещают, покрывая древесину только грунтовкой с выше названными возможностями.
Особенно тщательно следует обрабатывать грунтом срезы сучков хвойных пород древесины, иначе есть риск выделения из них смолистых веществ – для этого часто используется специальный лак.
Под нанесение масляной краски, вагонку часто покрывают олифой, но это делают, как правило, при проведении внешних работ.
Когда грунтовка просохнет и создаст условия для хорошей адгезии краски с поверхностью, можно переходить непосредственно к процессу окрашивания.
Процесс следует начинать сверху.
Если потолок уже отделан, то во избежание попадания на него красочного состава, следует разделить поверхности малярным скотчем.
Самым оптимальным вариантом будет использовать для нанесения краски валик и кисть.
Сначала определенный участок поверхности, например, 3-4 доски, окрашивается валиком – он значительно ускоряет работу, так как охватывает сразу большую площадь облицовки.
Затем сразу же углубления между ламелями вагонки докрашиваются узкой кистью.
Окрашивание лучше всего проводить в два-три этапа, нанося в каждом из них тонкий слой краски.
Прежде чем наносить следующий слой, необходимо дождаться окончательного просыхания предыдущего, иначе будет нарушено равномерное распределение краски.

Однако, по вполне объяснимым причинам, далеко не все собственники планируют закрывать красивую фактуру дерева толстым слоем краски. Некоторые просто мечтают об облицовке хотя бы одной из комнат натуральной древесиной.

Окрашивание с брашировкой вагонки

Чтобы рисунок дерева был выделен и стал в какой-то мере даже рельефным, используется метод брашировки (от английского слова «brush», что дословно означает «щетка»). Смысл его в том, что с помощью специальной механической обработки с древесины удаляются поверхностные мягкие волокна, чем подчеркивается структура дерева.

Этим способом чаще всего обрабатывается новая вагонка, но если планируется применить его к ранее окрашенной облицовке, то старую краску придется предварительно счистить. Однако, в этом случае, снимается только основная масса краски, а оставшиеся небольшие участки могут быть очищены с помощью брашировки.

Кроме этого, перед проведением основных операций, после очистки вагонку следует покрыть антисептиком и хорошо просушить.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Для проведения брашировки поверхности древесины потребуется электрическая дрель и специальный абразивный шар, который может быть разного размера и формы.
Эта насадка позволит мягко произвести обработку вагонки, выделяя более жесткие волокна структуры дерева.
Вместо абразивного шара, может использоваться специальная насадка в виде цилиндрической шлифовальной щетки с металлической или пластиковой щетиной.
Этот вариант, зачастую, более жестко воздействует на дерево, и может оставить нежелательные следы.
Поэтому, если не удалось найти абразивный шар, то шлифовальную щетку следует выбирать с тонким ворсом, с абразивностью примерно Р120÷Р150.
Боковой стороной абразивного шара проходятся по всей лицевой поверхности древесины.
От того, насколько планируется углубить рельеф, зависит количество этапов обработки дерева абразивом.
Если необходима легкая брашировка, то по ламелям достаточно пройтись пару раз.
Абразивный шар выполняет сразу две функции: он не только браширует, но сразу и шлифует поверхность ламелей вагонки, поэтому дополнительной обработки древесине не потребуется.
Завершив брашировку, поверхность очищают от пыли с помощью сухой кисти или пылесоса, если обрабатывается несколько длинных ламелей сразу.
Следующим шагом идет окраска поверхности вагонки.
Перед покраской состав необходимо тщательно перемешать - этот процесс проводится с помощью узкого шпателя. Смешивание нужно осуществлять аккуратно, не взбалтывая краску, иначе в массе могут образоваться воздушные пузыри, которые останутся и на поверхности дерева, после высыхания состава.
На показанных иллюстрациях мастер вообще применил для первичного окрашивания масло на водной основе YS М300, которое ярко проявит структуру дерева и придаст ему богатый оттенок.
Краска наносится вдоль волокон древесины, достаточно сухо - это необходимо соблюсти для более эффектного выделения и подчеркивания рисунка структуры дерева.
Когда вагонка будет хорошо прокрашена, ее необходимо оставить для просушивания на 3÷4 часа, при температуре не менее 20 градусов.
Следующим шагом с просушенной поверхности вагонки необходимо снять ворс.
Этот процесс осуществляется мягкой губкой или мелкозернистым шлифовальным блоком (зернистость – порядка Р180).
Ворс снимается без нажима, легкими движениями.
После завершения очистки поверхности от ворса, ее еще раз необходимо обеспылить мягкой кистью шириной в 100÷120 мм.
Следующим, уже завершающим шагом идет нанесение еще одного тонкого слоя краски.
Он должен быть также нанесен легкими движениями, иначе тонировка будет неравномерной.
Второй слой должен сушиться не менее 11÷12 часов.

Этот способ окрашивания с применением брашировки применяется только для вагонки, используемый для облицовки внутренних помещений.

Итак, процесс окрашивания вагонки – не столь уж и сложен. И если следовать всем рекомендациям и советам, то можно создать надежное защитное покрытие, сохранив при этом фактурный рисунок древесины или, при желании, полностью закрыв его слоем краски.

И в завершение публикации – еще один интересный подход к окрашиванию деревянной вагонки – с эффектом «старения» древесины.

Видео: Как достичь эффекта старения на сосновой вагонке