Насколько жесток человек: виды и способы смертной казни прошлого. Почему «Казнь через повешение» считалась позорной

За всё время существования человеческой цивилизации люди постоянно придумывали самые разные способы умерщвления себе подобных. В Европе большую популярность приобрела смертная казнь удушением. В этом случае смерть наступала в результате перелома позвоночника у самого основания черепа: разрывался спинномозговой столб, что приводило к парализации тела. Также наступали асфиксия, и прекращалось кровоснабжение мозга в результате разрыва ярёмных вен.

Палачи обычно размещали узел верёвки за левым ухом жертвы, что способствовало мгновенному разрыву основных кровеносных сосудов, снабжающих мозг кровью. Поэтому повешенные всегда висели с головами, склоненными к правому плечу.

Умерщвление подобным образом считалось эффективным, но имело свои нюансы и подводные камни. Большое значение уделялось толщине верёвки. Толстая затягивалась плохо, особенно это касалось висельников с маленьким весом. А тонкая верёвка могла просто порваться. Если такое случалось, то приговорённого к казни уже повторно не вешали и сохраняли ему жизнь. Поэтому палачи иногда вмешивались в процесс удушения. Они либо поддерживали приговорённых за ноги, либо забирались им на плечи. Всё это, конечно, добавляло казни зрелищности, но иногда выглядело комично и вызывало в толпе зевак противоречивые чувства.

С середины XVI века стали проводить медицинское освидетельствование трупов, чтобы убедиться на все 100%, что казнённые мертвы. Начало этому положили в Англии. В результате этого выяснилось, что самая высокая вероятность быстрой смерти наблюдается тогда, когда висельники падают с некоторый высоты. А вот когда из-под ног, приговорённых выбивают опору, то умирают они дольше и мучительнее.

Поэтому палачи, в целях гуманности, стали практиковать смертную казнь с удушением, сталкивая висельников с определённой высоты. Тело падало вниз и набирало скорость до того, как петля затягивалась. Обычно использовалась высота 1,1-1,3 метра. Всё зависело от конкретных особенностей места казни. Важное значение уделялось верёвке, так как она не должна была растягиваться. Это характерно для новых верёвок. А поэтому за сутки до казни на такую верёвку подвешивали груз, чтобы та полностью растянулась.

Шли годы, а с ними и смертная казнь методом удушения совершенствовалась. В середине XIX века стали учитывать комплекцию приговорённых к смерти. Действительно, если висельник полный, то его шея лишена должной мускулатуры, а поэтому сломается гораздо легче, чем шея худощавого и мускулистого преступника. Отсюда напрашивался вывод, что крупных и полных можно бросать с меньшей высоты, чем худощавых и маленьких. В результате этого увеличилась высота падения тел. Приговорённого весом 90 кг бросали, к примеру, с высоты 3,2 метра, а преступника весом 50 кг с высоты 4 метра. Но затем была предложена более надёжная конструкция – проваливающийся эшафот.

Больших успехов в удушении достигло английское правосудие. У англичан приговорённый не поднимался к виселице снизу вверх, а спускался сверху вниз. Объяснялось это тем, что висельнику психологически сложно подниматься по ступенькам. Многие приговорённые падали и отказывались идти. У англичан также было запрещено повторное использование одной и той же верёвки. Руки казнимого фиксировались на теле кожаным поясом.

Сами виселицы размещали в зданиях не ниже 3-го этажа. Под ними прорубался пол с таким расчётом, чтобы образовался колодец глубиной 5 метров и более. Казнимый проваливался в этот колодец с петлёй на шее. Далее он висел в петле не менее 40 минут. Лишь после этого к телу подходил врач, чтобы констатировать смерть.

Немцы в годы Второй Мировой войны разработали свой метод удушения, при этом они ставили перед собой целью продлить муки висельников. А это можно было сделать только, предотвратив перелом позвоночника и разрыв кровеносных сосудов. Осуществить такое можно было, поднимая тело вверх, а не бросая его вниз. Но с учётом того, что верёвка являлась ненадёжным средством, вместо неё стали использовать музыкальные струны.

Данный метод был реализована следующим способом: петлю из струны надевали на шею подвергающегося смертной казни. Другой конец струны крепили к полу или иной неподвижной и массивной конструкции. Струну продевали через крюк, жёстко связанный с лебёдкой. Когда лебёдку включали, крюк начинал медленно ползти вверх. Он тянул за собой струну, и тело казнимого начинало подниматься. Человек при этом испытывал все ужасы асфиксии, но других повреждений не получал. Такие страдания могли длиться чрезвычайно долго.

Данным способом были казнены те генералы и офицеры, которые организовали покушение на Гитлера в 1944 году. При этом их несколько раз душили, доводили до беспамятства, а затем приводили в чувство. Такая смертная казнь удушением была чрезвычайно жесткой и бесчеловечной.

Аналогичные казни через повешение проводились и в СССР с 19 апреля 1943 года. Вешали гестаповцев и их пособников при большом стечении людей. Но здесь всё проводилось произвольно, то есть никаких жёстких правил не существовало. Эшафотом могла быть и стационарная виселица, и кузов грузовой машины. Согласно данным НКВД, таким способом были повешены десятки немецких солдат и офицеров, проходивших службу в войсках СС. Аналогичным способом вешали и пособников оккупантов, при этом судили их открытым судом, вменяя в вину преступления против мирного населения.

В странах Южной Америки и Испании практиковалась смертная казнь удушением с помощью гарроты. Приговорённого сажали на стул спиной к столбу. Руки и ноги привязывали к стулу. Верёвку набрасывали на шею, а её концы пропускали через отверстия в столбе и завязывали узлом. Палач просовывал между столбом и верёвкой толстую палку. Он начинал её вращать, и верёвка затягивалась на горле казнимого. Впоследствии гарроту усовершенствовали, заменив верёвку металлическими скобами. Затягивались они с помощью винта.

В заключении следует заметить, что умерщвление с помощью удушения является крайне болезненной и бесчеловечной мерой. К тому же она не гарантирует 100% смерть висельников. Практика показала, что у многих повешенных сердце работало после того, как их вынимали из петли, посчитав умершими. Известны случаи, когда висельники оживали после захоронения. В результате этого прогрессивные страны отказались от всех видов казней удушением.

Повешение


Этот вид казни считался в прошлые времена (как, впрочем, и в XX веке) самым позорным (непонятно, правда, почему). Современная технология его такова: «Осужденного вешают на веревке, обвивающей шею; смерть наступает в результате давления веревки на тело под воздействием силы тяжести. Потеря сознания и смерть наступают в результате повреждения спинного мозга или (если этого недостаточно для наступления смерти) вследствие асфиксии от сдавливания трахеи».

Технология повешения, которой пользуется большинство стран, применяющих этот вид казни, была разработана в 1949–1953 гг. Королевской комиссией по смертной казни в Великобритании. Комиссия исходила из «гуманной» необходимости «наступления скорой и безболезненной смерти путем смещения позвонков без отделения головы от тела». В соответствии с рекомендациями комиссии после того, как на шею осужденного надета петля, у него под ногами открывается люк. При этом длина веревки (и соответственно расстояние падения) подбирается с учетом роста и веса осужденного - чтобы добиться разрыва спинного мозга, но без отрыва головы. На практике достичь этого не просто. Зачастую, при неверном расчете или неопытности палача, разрыва спинного мозга не происходит, и осужденный погибает от удушения. Так погибали осужденные на повешение в прошлые века. Их путь к смерти был долгим и мучительным.

Среди множества примеров можно назвать казнь пятерых декабристов в России в 1826 году. «Когда все было готово, - рассказывает очевидец, - с пожатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал, и в то же мгновение трое сорвались - Рылеев, Пестель и Каховский упали вниз. У Рылеева колпак упал, и видна была окровавленная бровь и кровь за правым ухом, вероятно, от ушиба. Он сидел скорчившись, потому что провалился внутрь эшафота. Я к нему подошел, он сказал: «Какое несчастие!» Генерал-губернатор, видя, что трое упали, прислал адъютанта Башуцкого, чтобы взяли другие веревки и повесили их, что и было немедленно исполнено. Я был так занят Рылеевым, что не обратил внимания на остальных оборвавшихся с виселицы и не слыхал, говорили ли они что-нибудь. Когда доска была опять поднята, то веревка Пестеля была так длинна, что он носками доставал до помоста, что должно было продлить его мучение, и заметно было некоторое время, что он еще жив».




Но и в наше время, когда технология повешения «отработана», подобные истории повторяются. Когда в 1944 г. в Японии повесили советского разведчика Рихарда Зорге, медицинский протокол, со-ставленный тюремным врачом, зафиксировал такую подробность: после того, как осужденного сняли с виселицы, сердце его билось еще 8 минут. А вот еще пример. 16 ноября 1981 г. в Кувейте повесили строительного рабочего из Таиланда, но умер он только через 9 минут после падения в люк, потому что, как было сказано в медицинском заключении, его вес был недостаточным, чтобы произошел перелом позвоночника. Смерть наступила от удушения. Некоторые тираны прошлых времен не удовлетворялись простым повешением осужденного - им хотелось придумать что-нибудь «эдакое». Иван Грозный, например, распорядился повесить на одной перекладине дворянина по фамилии Овцын и… настоящую овцу!

Разновидность повешения - удушение веревкой (laqueus) - применялась еще в античные времена. Этот вид казни никогда не совершался публично, а только в темнице. К такой смерти, по свидетельству Саллюстия, римский сенат приговорил участников заговора Катилины - Лентула и четырех других. «Есть в тюрьме, левее и несколько ниже входа, помещение, которое зовут Туллиевой темницей; оно уходит в землю примерно на двенадцать футов и отовсюду укреплено стенами, а сверху перекрыто каменным сводом; грязь, потемки и смрад составляют впечатление мерзкое и страшное. Туда-то и был опущен Лентул, и палачи, исполняя приказ, удавили его, накинув петлю на шею… Подобным же образом были казнены Цетег, Статилий, Габиний, Цепарий». Довольно часто удушение веревкой применялось при императоре Тиберии, но уже во времена Нерона об этом виде казни говорится как о давно вышедшем из употребления. В средневековье людей вешали на специально построенных на городских площадях виселицах в виде букв Т или Г, либо просто на деревьях вдоль дорог (это применялось к разбойникам). Иногда еще виселицы строились на плотах. Вешали на них участников бунтов, восстаний, а плоты с повешенными пускали вниз по большим рекам - для устрашения окрестного населения. В Англии во времена Генриха VIII протестантский парламент принял закон, по которому католиков вешали (в отличие от лютеран, которых сжигали заживо). В разные периоды истории были повешены: правитель ацтеков Куатемок, английский пират Кидд, брат Ленина - Александр Ульянов.

В XX веке самая знаменитая казнь через повешение - это казнь нацистских преступников, осужденных на Нюрнбергском процессе. Были повешены и семеро японских военных преступников, приговоренных к смерти Международным военным трибуналом в Токио. Среди известных людей, повешенных в последнее время, - бывший премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто. О популярности повешения говорит тот факт, что он сохраняется как единственный (безальтернативный) вид казни в законодательстве таких стран, как Бирма, Ангилья, Антигуа и Барбуд, Багамские острова, Барбадос. Белиз, Бермуды, Ботсвана, Бруней, Великобритания, Виргинские острова, Гамбия, Гонконг, Гренада, Замбия, Западное Самоа, Зимбабве, Израиль, Ирландия, Каймановы острова, Кения, Кипр, Лесото, Маврикий, Малави, Малайзия, Намибия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Танзания, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Фиджи, Шри-Ланка, ЮАР, Ямайка, Япония. Это, конечно, не значит, что все перечисленные страны на практике применяют повешение - многие из них, хотя и сохраняют смертную казнь в законодательстве, фактически отказались от нее. Ну, а на практике лидерство по повешению держит Южно-Африканская Республика - здесь за период 1985 -первая половина 1988 гг. было повешено 537 человек.

ГАРРОТА.

Устройство, которое душит человека до смерти. Использовалось в Испании, вплоть до 1978 года, когда была отменена смертная казнь. Этот вид казни на специальный стул, на шею накидовали металический обруч. За спиной преступника находился палач, который приводил в действие большой винт, находящийся там же сзади. Хотя само устройство не узаконено ни в одной стране, обучение пользования ею, до сих пор, производится во французском Иностранном легионе.

Существовало несколько версий гаррот, вначале это была просто палка с петлёй, потом же был придуман более "ужасный” инструмент смерти. А "гуманность” заключалась в том, что в этот обруч, сзади, был вмонтирован заострённый болт, который вонзался в шею осужденного, дробя его позвоночник, добираясь до спинного мозга. По отношению к преступнику этот метод считался "гуманнее”, потому что смерть приходила быстрее, чем с обычной петлей. Такой вид смертной казни все еще распространен в Индии. Применялась гаррота также в Америке, еще за долго до того, как был изобретен электрический стул. Андорра была последней страной в мире, которая объявит вне закона его использование в 1990 году.

СКАФИЗМ.

Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву укладывали в неглубокое корыто и обматывали цепями, поили молоком и мёдом что бы вызвать сильнейший понос, затем тело жертвы обмазывали мёдом тем самым привлекая различного рода живность. Экскременты человека также привлекали мух и других противных насекомых, которые в прямом смысле слова начинали пожирать человека, и откладывать яйца в его теле. Жертву поили этим коктейлем каждый день, да бы продлить пытку, привлекая больше насекомых, которые поели бы и размножались бы в пределах его все более и более омертвелой плоти. Смерть, в конечном счете проис ходила, вероятно, из-за комбинации обезвоживания и септического шока, была болезненна и длительна.

ПОВЕШЕНИЕ, ПОТРОШЕНИЕ И ЧЕТВЕРТОВАНИЕ. Half-hanging, drawing and quartering.

Казнь Хью ле Диспенсера Младшего (1326). Миниатюра из «Фруассара» Людовика ван Груутузе. 1470-е годы.

Повешение, потрошение и четвертование (англ. hanged, drawn and quartered) — вид смертной казни, возникший в Англии в правление короля Генриха III (1216—1272) и его преемника Эдуарда I (1272—1307) и официально учреждённый в 1351 году в качестве наказания для мужчин, признанных виновными в государственной измене.

Приговорённых привязывали к деревянным салазкам, напоминавшим кусок плетёной изгороди, и протаскивали лошадьми к месту казни, где последовательно вешали (не давая задохнуться до смерти), кастрировали, потрошили, четвертовали и обезглавливали. Останки казнённых выставлялись напоказ в наиболее известных публичных местах королевства и столицы, в том числе на Лондонском мосту. Женщин, приговорённых к казни за государственную измену, из соображений «общественного приличия» сжигали на костре.

Суровость приговора диктовалась серьёзностью преступления. Государственная измена, ставившая под угрозу авторитет монарха, считалась деянием, заслуживавшим чрезвычайного наказания, — и, хотя за всё время, пока оно практиковалось, нескольким из осуждённых приговор был смягчён и они подверглись менее жестокой и позорной казни, к большинству изменников английской короны (включая множество католических священников, казнённых в елизаветинскую эпоху, и группу цареубийц, причастных к смерти короля Карла I в 1649 году) была применена высшая санкция средневекового английского закона.

Несмотря на то, что парламентский акт, определяющий понятие государственной измены, по-прежнему является составной частью действующего законодательства Соединённого Королевства, в ходе реформы британской правовой системы, длившейся бо́льшую часть XIX века, казнь через повешение, потрошение и четвертование была заменена волочением лошадьми, повешением до смерти, посмертным обезглавливанием и четвертованием, затем признана устаревшей и упразднена в 1870 году.

Подробнее вышеупомянутый процесс казни можно понаблюдать в фильме «Храброе сердце». Так же были казнены участники Порохового заговора во главе с Гаем Фоксом, который умудрился вырваться из объятий палача с петлёй на шее, спрыгнуть с эшафота и сломать себе шею.

РАЗРЫВ ДЕРЕВЬЯМИ -русский вариант четвертования.

Нагибали два дерева и привязывали казнимого к макушкам и отпускали "на волю". Деревья разгибались - разрывая казнимого.

ПОДНЯТИЕ НА ПИКИ ИЛИ КОЛЬЯ.

Стихийная казнь, осуществляемая, как правило, толпой вооруженных людей. Обычно практиковалась при всевозможных воинских бунтах и прочих революциях да гражданских войнах. Жертву окружали со всех сторон, со всех же сторон втыкали в ее тушку копья, пики или штыки, а затем синхронно, по команде поднимали вверх до тех пор, пока она не перестанет подавать признаки жизни.

ПОСАЖЕНИЕ НА КОЛ.

Посажение на кол — вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.

Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и на Ближнем Востоке. Первые упоминания относятся к началу II тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. Применялась эта казнь по ассирийскому праву и в качестве наказания женщин за аборт (рассматривался как вариант детоубийства), а также за ряд особо тяжких преступлений. На ассирийских рельефах встречаются 2 варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через анус. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Известна она была и римлянам, хотя особого распространения в Древнем Риме не получила.

На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни.

Посажение на кол было довольно распространено в Византии, например Велизарий подавлял мятежи солдат, сажая зачинщиков на кол.

Особой жестокостью отличился румынский правитель Влад Цепеш (рум. Vlad Tepes — Влад Дракула, Влад Колосажатель, Влад Кололюб, Влад Пронзитель). По его указанию, жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был закруглён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильного маточного кровотечения) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

ПРОПУСКАНИЕ ПОД КИЛЕМ (Keelhauling).

Специальный военно-морской вариант. Применялся и как средство наказания, и как средство казни. Провинившемуся привязывали по веревке к обеим рукам. После чего его бросали в воду перед кораблем, и с помощью указанных веревок коллеги протягивали поциента вдоль бортов под днищем, вынимая из воды уже со стороны кормы. Киль и днище судна были покрыты ракушками и прочей морской живностью чуть более чем полностью, поэтому жертва получала многочисленные гематомы, порезы и немного воды в легкие. После одной итерации, как правило, выживали. Поэтому для казни cие приходилось повторять, 2 и более раз.

УТОПЛЕНИЕ.

Жертву зашивают в мешок одну или с разными животными и выбрасывают в воду. Широко распространена была в Римской Империи. Согласно римскому уголовному праву, казнь назначалась за убийство отца, однако на деле же это наказание назначалось за любое убийство младшим старшего. В мешок к отцеубийце сажали обезьяну, собаку, петуха или змею. Также применялась и в Средние Века. Интересный вариант — добавить в мешок негашеной извести, дабы казнимый прежде чем захлебнуться ещё и обварился.

Главный положительный бренд Франции - революционеры 1780-1790-х гг. подошли к делу ответственно, значительно усовершенствовав и разнообразив процесс. Три основных "ноу-хау" Великой Французкой Революции которые несомненно значительно продвинули человечество в направлении свободы, равенства и братства:

1. Толпа загоняется в море, где дёшево и сердито тонет.

2. Казнь в винных цистернах. Загрузили - залили водой - слили - выгрузили - загрузили следующую порцию - и так до полного решения буржуйского вопроса.

3. В провинции до такого инженерства не додумались — попросту загоняли в баржи и топили их. Опыт с цистернами не привился, а вот баржами в мире пользуются регулярно, вплоть до настоящего времени.

Редкий подвид вышеназванного - утопление в спиртном.

Например, при Иване Грозном, нарушавших госмонополию, заставляли варить целую бочку пива, а для улучшения вкуса топилили в нём самого пивовара-нарушителя. Или же заставляли выпить за раз ведро (или сколько влезет) водки. Впрочем, иногда приговоренный сам желал проститься с миром, в том, что он любил больше всего. Так Джордж Плантагенет, первый герцог Кларенс за измену был утоплен в бочке со сладким вином — мальвазией.

ЗАЛИВАНИЕ В ГОРЛО РАСПЛАВЛЕННОГО МЕТАЛЛА ИЛИ КИПЯЩЕГО МАСЛА.

Применялось на Руси в эпоху Ивана Грозного, средневековой Европе и на Ближнем Востоке, некоторыми индейскими племенами против испанских оккупантов. Смерть наступала от ожога пищевода и удушения.

В Тридцатилетнюю Войну заливанием расплавленного свинца крестили в католичество пленных шведов-протестантов.

В виде наказания за фальшивомонетничество часто заливали тот металл, из которого преступник отливал монеты. Кстати, римский полководец Красс, после поражения от парфян, также познал все прелести этой казни, правда с тем отличием, что ему в горло залили расплавленное золото: Красс был одним из самых богатых римских граждан. Наверное Спартак, на том свете, с удовольствием посмотрел на неаппетитную казнь своего победителя.

Также золото в глотки испанцев заливали индейцы.
- Жаждешь золота? Мы утолим твою жажду.
Кого интересует видео - милости прошу на просмотр Игры Престолов: принцу задарили-таки обещанную корону на голову. В жидком виде.
В целом же, данная казнь (с золотом) глубоко символична: казненный погибает от того, чего больше всего жаждет.

ЗАМОРИТЬ ГОЛОДОМ ИЛИ ЖАЖДОЙ.

Применялось тонкими ценителями процесса (садистами), или же пытавшимися к чему-либо склонить упрямого.

Японский вариант - в последний раз применялся на Дальнем Востоке в 1930-х: казнимого (пытаемого) со связанными руками усаживают за стол, привязав к стулу, и каждый день ставят перед ним свежую еду и питье, которую через некоторое время уносят. Многие сходили ума раньше, чем умирали от голода или жажды.

У китайцев же всё было с точностью до наоборот — осужденного кормили, причем очень хорошо. Вот только давали ему исключительно вареное мясо. И больше ничего. Первую неделю казнимый не может нарадоваться такими гуманными условиями содержания. Вторую недельку ему начинает слегка плохеть. Третью неделю он уже чует неладное и, если слаб духом, впадает в истерику, а после четвертой обычно всё заканчивается. Конечно, есть и альтернатива — не есть это самое мясо. Тогда умрёшь от голода примерно за тот же срок.

ПОБИЕНИЕ КАМНЯМИ — вид смертной казни, знакомый ещё древним иудеям и грекам.

После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него тяжёлых камней.

В еврейском праве к побитию камнями приговаривали лишь за те 18 видов преступлений, за которые Библия прямо предписывает подобную казнь. Тем не менее, в Талмуде забрасывание камнями было заменено сбрасыванием приговорённого на камни. Согласно Талмуду, приговорённого следует сбрасывать с такой высоты, чтобы смерть наступила мгновенно, но его тело при этом не было обезображено.

Побиение камнями происходило так: приговорённого судом поили вытяжкой из наркотических трав в качестве обезболивающего, после чего его сбрасывали со скалы, и, если он не умирал от этого, сбрасывали на него сверху один большой камень.

ЗАКАПЫВАНИЕ.

Как способ смертной казни известно в Древнем Риме. К примеру, весталка, нарушившая обет девственности, погребалась заживо с запасом пищи и воды на один день (что не имело особого смысла, так как смерть обычно наступает от удушья в течение нескольких часов).

Путём погребения заживо были казнены многие христианские мученики. В 945 году княгиня Ольга приказала закопать живьём древлянских послов вместе с их ладьёй. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Запорожской Сечи убийцу хоронили заживо в одном гробу с его жертвой.

Вариант казни — закапывание человека в землю по шею, обрекающее на медленную смерть от голода и жажды. В России в XVII — начале XVIII века заживо закапывали в землю по шею женщин, убивших своих мужей.

По сведениям харьковского музея Холокоста подобный вид казни использовали фашисты по отношению к еврейскому населению СССР во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

А старообрядцы на Руси закапывали сами себя во имя Бога и для спасения души. Для этого копались специальные землянки с герметично закупориваемым выходом — мины, в них ставились свечи и подпиленый шест в центре. Смерть была либо «легкой», либо «тяжкой». Тяжкая смерть гарантировала хорошую карму, но большинство людей не могло вынести мучений и выбирало легкую, для этого достаточно было толкнуть шест в центре мины и тебя сразу заваливало землей. Во всех документальных подробностях один такой случай описал В. В. Розанов в книге «Темный лик. Метафизика христианства» или Боря Чхартишвили (Акунин) в повести "Перед концом Света".

ЗАМУРОВЫВАНИЕ — вид смертной казни, при которой человека помещали в строящуюся стену или окружали глухими стенами со всех сторон, после чего тот умирал от голодного истощения или обезвоживания. Это отличает её от погребения заживо, где человек умирал от удушья.

ИСПОЛЬЗУЯ ЖИВУЮ ПРИРОДУ.

Человек издревле находит новые способы поставить братьев наших меньших на службу человечества, и казнь — не исключение. Применение находится как самым большим, так и самым маленьким: индусы специально тренируют слонов давить насмерть, а индейцы запускают врагам, пониже спины, муравьёв (или просто сажают человека в муравейник).

Можно посадить крысу в горшок, привязать его к животу жертвы, сверху насыпать горящих углей и подождать пока она, спасаясь от жара не проест путь наружу.

В Сибири любили оставить негодника голышом в тайге на съедение гнусу, способному за двое суток выпить у человека всю кровь (впрочем, конец наступит гораздо раньше, от симулиотоксикоза. Ну и как вариант — запускание змей (или крыс) во внутренности или заражение какой-нибудь гадостью (микробы тоже живность).

В Древнем Риме травили преступников или христиан дикими хищниками. Кроме того, для казни патрициев применяли (в числе прочих) крайне интересный метод: давали нож и закидывали лепестками роз. У осужденного был выбор: зарезаться самолично или задохнуться от удушающего запаха. Всё дело в том, что цветочки выделяют метанол с какими-то летучими соединениями, который в малых количествах доставляет нам приятные ароматы, а больших, приводят к смерти через отравление испарениями. К слову говоря, подобным эффектом обладают и фрукты.

ДЕФЕНЕСТРАЦИЯ.

Тоже вид смертной казни, несанкционированный, происходивший стихийно, без зачитывания приговора, но в присутствии толпы. И, да, толпа этого ждала. Дословно — выбрасывание из окна (лат. fenestra). Жертв выбрасывали из оконных проемов — на мостовые, в рвы, в толпу или на поднятые остриями вверх копья и пики. Самый известный пример — вторая Пражская дефенестрация, во время которой, однако, никто не умер.

Впервые подобная казнь была применена в Древнем Риме. Подопытным был некий юноша, предавший своего учителя Цицерона. Вдова Квинта (брата Цицерона), получив право на расправу с Филологом, заставляла его отрезать куски мяса от собственного тела, жарить и есть их!

Однако настоящими мастерами в данном вопросе были конечно китайцы. Там казнь носила название Лин-Чи или «смерть от тысячи порезов». Это затяжная смерть путем вырезания отдельных кусков тела. Приемущественно этот вид экзекуции применялся в Китае вплоть до 1905 года. Осуждали за государственную измену и за убийство родителей.Осужденного привязывали обычно к какому нибудь столбу, как правило в людном месте, на площадях. И затем медленно вырезали фрагменты тела. Чтобы заключенный не потерял сознание, ему довали порцию опиума.

В своей "Истории пытки всех времен” Джордж Райли Скотт приводит цитаты из записок двух европейцев, имевших редкую возможность присутствовать при подобной казни: их звали сэр Генри Норман (он видел эту казнь в 1895 г.) и Т. Т. Мэ-Доуз: "Там стоит корзина, накрытая куском полотна, в которой лежит набор ножей. Каждый из этих ножей предназначен для определенной части тела, о чем свидетельствуют выгравированные на клинке надписи. Палач берет наугад из корзины один из ножей и, исходя из надписи, отрезает соответствующую часть тела. Однако в конце прошлого века подобная практика, по всей вероятности, была вытеснена другой, не оставлявшей места случайности и предусматривавшей отрезание в определенной последовательности частей тела при помощи единственного ножа. По словам сэра Генри Нормана, осужденного привязывают к подобию креста, и палач медленно и методично срезает сначала мясистые части тела, затем надрезает суставы, отрезает отдельные члены на конечностях и заканчивает казнь одним резким ударом в сердце.

Ещё о китайской карательной системе времён до революции 1948 г. — читайте здесь.
http://ttolk.ru/?p=16004

Аналог Лин-Чи — сдирание кожи с живого человека издавна практиковалось на Ближнем Востоке. Так, например, был казнен азербайджанский поэт четырнадцатого века Насими. Современникам же больше известны афганские наработки в данной области.

В том случае, если речь идёт именно о смертной казни таким способом, как правило, кожу после сдирания пытаются сохранить для демонстрации в целях устрашения. Чаще всего кожа сдиралась уже с убитого иным способом человека — уголовного преступника, врага, в некоторых случаях — богохульника, отрицавшего загробную жизнь (в средневековой Европе). Сдирание части кожи может быть частью магического ритуала, как дело обстоит в случае со скальпированием.

Сдирания кожи является древней, но, тем не менее, всё-таки не получившей массового применения практикой, считавшейся одним из наиболее страшных и мучительных видов казни. В хрониках древних ассирийцев есть упоминания о свежевании захваченных в плен врагов или мятежных правителей, содранные целиком кожи которых пригвождали к стенам их городов как предупреждение всем, кто бросает вызов их власти.

Существуют также упоминания об ассирийской практике «косвенного» наказания лица путём свежевания его маленького ребёнка перед его глазами. Ацтеки в Мексике сдирали кожу с жертв во время ритуальных человеческих жертвоприношений, но, как правило, уже после смерти жертвы. Сдирание кожи с тела иногда использовалась как часть публичной казни предателей в средневековой Европе. Подобный способ казни ещё использовался в начале XVIII века во Франции.

В некоторых часовнях Франции и Англии были обнаружены крупные лоскуты человеческой кожи, прибитые к дверям. В китайской истории казнь получила большее распространение, чем в европейской: так казнили коррумпированных чиновников и повстанцев, причём, помимо казни, существовало и отдельное наказание — сдирание кожи с лица. Особенно «преуспел» в этой казни император Чжу Юаньчжан, который массово применял её для наказания должностных лиц-взяточников и мятежников. В 1396 году он приказал казнить таким образом 5000 женщин, обвинённых в измене.
Практика сдирания кожи исчезла в Европе в начале XVIII века, в Китае она была официально запрещена после Синьхайской революции и установления республики. Тем не менее, в XIX—XX веках в разных частях света отдельные случаи сдирания кожи имели место, например казни в созданном японцами марионеточном государстве Маньчжоу-Го в 1930-х годах.

«Суд Камбиса», Давид Герард, 1498.

Красный тюльпан — ещё один вариант. Казнённого опьяняли опиумом, а затем надрезали кожу возле шеи и сдирали, стаскивая её вниз, до самого пояса, чтобы она болталась вокруг бедер длинными красными лепестками. Если жертва не умирала сразу от кровопотери (а свежевали обычно умело, не задевая крупных сосудов), то через несколько часов, когда кончалось действие наркотика, её ждали болевой шок и поедание насекомыми.

СОЖЖЕНИЕ В СРУБЕ.

Вид казни, возникший в Русском государстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке, и использовавшийся ими же как способ самоубийства в XVII-XVIII веках.

Сожжение как способ казни стал довольно часто применяться на Руси в XVI веке во времена Ивана Грозного. В отличие от Западной Европы, в России приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.

Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой. Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.

В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев. Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (1 (11) апреля 1681 года, Пустозёрск), немецкий мистик Квирин Кульман (1689 год, Москва), а также, как утверждается в старообрядческих источниках[каких?], активный противник реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский (1656 год).

В XVIII веке оформилась секта, последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью. Обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей. При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти.

Последнее известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке: в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку по приказу капитана Тенгинской крепости Шмалева.

ПОВЕШЕНИЕ ЗА РЕБРО.

Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный "Байда Вешнивецкий”.

ЗАЖАРИВАНИЕ НА СКОВОРОДЕ ИЛИ ЖЕЛЕЗНОЙ РЕШЕТКЕ.

На сковороде зажарили боярина Щенятева, а на решётке - царя ацтеков Куаутемока.
Когда Куаутемока жарили на углях вместе с его секретарём, выпытывая, куда он спрятал золото, секретарь, не выдерживая жара, стал упрашивать его сдаться и просить испанцев о снисхождении. Куаутемок насмешливо ответил, что наслаждается, как если бы лежал в ванне.
Больше секретарь не сказал ни слова.

СИЦИЛИЙСКИЙ БЫК.

Это устройство для смертной казни было разработанно в древней Греции для казни преступников.Периллось(Perillos), меднолитейщик изобрел быка,таким образом, что в внутри бык был полый. В это устройство сбоку была вмонтирована дверь. Осужденные были закрыты внутри быка, и огонь был установлен под ним, нагревая металл, до тех пор пока человек жариться до смерти. Бык был разработан так, чтобы крики заключенного были преобразованы в рев приведенного в бешенство быка.

ФУСТУАРИЙ (от лат. fustuarium — избиение палками; от fustis — палка) — один из видов казней в римской армии.

Был известен и в Республике, но в регулярное применение вошёл при принципате, назначался за серьёзное нарушение караульной службы, воровство в лагере, лжесвидетельство и побег, иногда за дезертирство в битве. Производился трибуном, который дотрагивался до осуждённого палкой, после чего легионеры забивали его камнями и палками. Если фустуарием каралось целое подразделение, то редко казнили всех виновных, как это случилось в 271 до н. э. с легионом в Регии в войну с Пирром. Однако с учётом таких факторов, как например возраст солдата, срок службы или чин, фустуарий мог быть отменён.

СВАРИВАНИЕ В ЖИДКОСТИ.

Являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира. В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.

Этот вид казни широко применялся Чингиз-Ханом. В средневековой Японии сварение в кипятке применялось в основном к ниндзя, которые провалили убийство и были схвачены. Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам. Иногда злоумышленников сваривали в кипящем масле. Осталось свидетельство, как в 1410 году в Париже заживо сварили в кипящем масле карманного вора.

ЯМА СО ЗМЕЯМИ — разновидность смертной казни, когда казнённого помещают вместе с ядовитыми змеями, что должно было повлечь его быструю или мучительную смерть. Также один из способов пытки.

Возникла очень давно. Палачи быстро нашли практическое применение ядовитым змеям, которые вызывали мучительную смерть. Когда человека сбрасывали в яму, наполненную змеями, потревоженные рептилии начинали его кусать.

Иногда узников связывали и медленно опускали в яму на верёвке; часто такой способ использовался как пытка. Причём так пытали не только в Средневековье, во время Второй мировой войны японские милитаристы истязали пленных во время боёв в Южной Азии.

Часто допрашиваемого подносили к змеям, прижимая к ним его ноги. К женщинам применялась пользовавшаяся популярностью пытка, когда допрашиваемой подносили змею к обнажённой груди. Также очень любили подносить ядовитых гадов к лицу женщин. Но вообще опасных и смертельных для человека змей во время пыток применяли редко, так как был риск потерять пленника, не давшего показания.

Сюжет казни через яму со змеями издавна известен в германском фольклоре. Так, Старшая Эдда повествует о том, как король Гуннар был сброшен в змеиную яму по приказу вождя гуннов Аттилы.

Этот вид казни продолжал применяться и в последующие века. Один из наиболее известных случаев — гибель датского короля Рагнара Лодброка. В 865 году во время набега датских викингов на королевство англо-саксов Нортумбрия их король Рагнар попал в плен и по приказу короля Аэллы был сброшен в яму с ядовитыми змеями, погибнув мучительной смертью.

Это событие часто упоминается в фольклоре как в Скандинавии, так и Британии. Сюжет гибели Рагнара в змеиной яме — одно из центральных событий двух исландских преданий: «Саги о Рагнаре Кожаные Штаны (и его сыновьях)» и «Пряди о сыновьях Рагнара».

ПЛЕТЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК (англ. Wicker Man)

Сделанная из ивовых прутьев клетка в форме человека, которую, согласно «Запискам о галльской войне» Юлия Цезаря и «Географии» Страбона, друиды использовали для человеческих жертвоприношений, сжигая её вместе с запертыми там людьми, осуждёнными за преступления или предназначенными в жертву богам.

В конце XX века обряд сжигания «плетёного человека» возродился в кельтском неоязычестве (в частности, учении викка), но уже без сопутствующего ему жертвоприношения.

КАЗНЬ СЛОНАМИ.

На протяжении тысяч лет была распространённым в странах Южной и Юго-Восточной Азии и особенно в Индии методом умерщвления приговорённых к смертной казни. Азиатские слоны использовались для раздавливания, расчленения или при пытках пленных на публичных казнях.

Дрессированные животные были разносторонне обученными, способными убить жертву сразу или пытать её медленно в течение длительного времени. Служа правителям, слоны использовались, чтобы показать абсолютную власть правителя и его способность управлять дикими животными.

Вид казни слонами военнопленных вызывал обычно ужас, но вместе с тем и интерес европейских путешественников и был описан во многих тогдашних журналах и рассказах о жизни Азии. Эта практика была в конечном счёте подавлена европейскими империями, которые колонизировали регион, где была распространена казнь, в XVIII—XIX веках. Хотя казнь слонами была в первую очередь характерна для стран Азии, эта практика иногда применялась западными державами древности, в частности — Римом и Карфагеном, в основном для расправы над мятежными солдатами.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДЕВА (англ. Iron maiden).

Орудие смертной казни или пыток, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осуждённого, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.

«Железную деву» относят к эпохе Средневековья, но на самом деле орудие было изобретено не раньше конца 18 века.

Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения.
Дополнительные мучения причиняла теснота — смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии.

Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Створки дверей закрывались медленно. Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние испытуемого. Шипы вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы. При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого судьи имели возможность продолжать допрос.

ДЬЯВОЛЬСКИЙ ВЕТЕР (англ. Devil wind, также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Дуновение из пушек») в России известна как "английская казнь" — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы холостым зарядом.

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.
Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее: "Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.

Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

Смерти, как таковой, они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек.

Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.

Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!

Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне".
(Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина.)

Кто желает ещё насладиться данной темой, может прочесть книгу - "Истории пытки всех времен” Джордж Райли Скотт.

Приведенная ниже информация почерпнута из многих источников, в числе которых - учебники по патологии, Журнал судебной медицины, рассказы выживших после повешения, отчеты XVII - XIX веков, фотографии, сделанные в более позднюю эпоху, а также отчеты чиновника, в обязанности которого входит наблюдение за исполнением приговоров и который, наряду с множеством безупречно совершенных казней, был свидетелем двух случаев "брака".

При обычном медленном повешении удушение, как правило, наступает не от давления на трахею, дыхательное горло. Скорее давление петли смещает основание языка назад - вверх и тем вызывает прекращение дыхания.

Многие патологи считают, что достаточно сравнительно небольшого давления, чтобы полностью перекрыть поступление воздуха, а это означает, что повешенный совершенно не в состоянии дышать. Это может опять-таки зависеть от положения петли. Если узел находится спереди, возможно, что дыхательные пути испытывают небольшое давление.

Другой причиной смерти является прекращение кровоснабжения мозга из-за пережимания каротидных артерий. Одного этого хватило бы, чтобы причинить смерть, - факт, доказанный несколькими случаями людей, случайно повесившихся до смерти, в то время как просвет дыхательных путей оставался достаточным для дыхания.

Кровь еще понемногу поступает в мозг - существуют позвоночные артерии, которые в том месте, где обычно располагается петля, проходят внутри позвоночника и защищены от сдавливания, - но этого недостаточно, чтобы поддерживать жизнеспособность мозга в течение длительного времени.

ПРОЦЕСС ПОВЕШЕНИЯ

● Начальная стадия (15-45 секунд)

Петля резко приподнимается, вызывая закрывание рта (обычная ошибка при постановке сцен повешения в фильмах - часто показывают открытый рот). Язык редко вываливается изо рта, потому что нижняя челюсть прижимается с немалой силой. Имеются исключения, когда петля была наложена низко и сдвигается вверх, надавливая на язык до того, как прижмет челюсть - в этих случаях язык сильно прикушен.

Выжившие свидетельствуют об ощущении давления в голове и стиснутых челюстях. Чувство слабости мешает ухватиться за веревку. Рассказывают также о том, что боль в основном ощущается от давления веревки, а не от удушения. Ощущение удушения, разумеется, нарастает с ходом времени.

Зачастую только что повешенная жертва в панике начинает брыкаться или пытается дотянуться кончиками пальцев до земли. Эти судорожные движения ногами отличаются от настоящей агонии, которая начинается позже.

В других случаях повешенный сначала висит почти неподвижно, возможно, потому что тело оцепенело от боли. Если руки связаны спереди, они резко поднимаются до середины груди, обычно сжатые в кулаки.

В большинстве случаев кровь не приливает к лицу. Петля прекращает кровоснабжение головы, так что лицо остается белым и по мере удушения синеет. В некоторых случаях, если кровоснабжение частично сохраняется, лицо краснеет.

Иногда наблюдается кровотечение изо рта и носа. Скорее всего, это на самом деле носовое кровотечение в случаях, когда в голове поднимается кровяное давление.

Иногда изо рта выделяется пена или кровавая пена - видимо, в тех случаях, когда дыхательные пути закрыты не полностью и в легкие попадает какое-то количество воздуха, несмотря на петлю.

● Потеря сознания

Вообще говоря, повешенный сохраняет сознание лишь в течение короткого времени, хотя оно может показаться вечностью. Судя по рассказам выживших и по патологическим исследованиям, потеря сознания может произойти через 8-10 секунд вследствие прекращения циркуляции крови, а может - примерно через минуту. Немногие пережившие казнь через повешение сообщают, что находились в сознании и в период конвульсий, так что чувствовали удушье и могли ощущать конвульсивные движения ног и тела, но это, видимо, скорее исключение, чем правило.

Здесь важно положение узла. Если петля не передавила обе каротидные артерии, кровоснабжение может и продолжаться. Если петля оказалась спереди (намеренно была так наложена или соскользнула при падении жертвы), циркуляция крови и частично дыхание могут сохраниться, и тогда потеря сознания и смерть могут наступить позже.

Жертвы часто теряют контроль над мочевым пузырем. Это, видимо, происходит в бессознательном состоянии или чаще всего перед самой потерей сознания. Специалисты-патологи иногда используют этот факт, чтобы определить, задушена ли жертва в стоячем положении. Длинный след мочи на юбке или брюках указывает, что жертва потеряла сознание в вертикальном положении, а потом была опущена убийцей на пол. Более короткий след свидетельствует, что жертва в этот момент лежала. Использование такого судебномедицинского доказательства опять-таки предполагает, что контроль над мочевым пузырем теряется непосредственно перед потерей сознания.

● Фаза конвульсий (обычно через 45 секунд)

Эта фаза начинается примерно через 45 секунд после повешения. Настоящая агония начинается, когда то, что мы связываем с болью от удушения, становится невыносимым. Более научное объяснение состоит в том, что конвульсии начинаются, когда находящиеся в мозгу центры определения окиси углерода в крови перегружаются, и мозг начинает посылать беспорядочные сигналы.

На этой стадии обычно начинаются мощные движения грудной клетки - жертва безуспешно пытается вдохнуть воздух, и скорость этих движений быстро нарастает. Свидетели повешения женщины-шпионки в период Первой мировой войны рассказывают, что ее агония напоминала припадок истерического смеха - настолько быстро сотрясались ее плечи и грудь. Эта стадия быстро сменяется конвульсивными движениями всего тела. Они могут приобретать различные формы, причем одна форма может переходить в другую.

Одна из форм - сильная дрожь, мышцы попеременно быстро спазматически сокращаются и расслабляются, как бы вибрируя.

При одной "неудачной" казни через повешение жертва оказалась вне поля зрения после раскрытия люка, однако свидетели слышали гудение веревки из-за спазматических движений тела. Эти движения должны быть очень сильными и происходить с большой частотой, чтобы веревка издавала слышимый звук.

Возможен также клонический спазм, когда мышцы просто судорожно сжимаются. В этом случае ноги могут поджаться под подбородок и оставаться некоторое время в таком положении.

Более эффектная форма - общеизвестная "пляска висельника", когда ноги быстро дергаются в разные стороны, иногда синхронно, иногда раздельно (в ряде казней XVII века музыканты действительно наигрывали джигу, пока повешенные дергались на веревках)

Эти движения иногда сравнивают с ездой на велосипеде, но они кажутся более резкими. Еще одна форма (часто последняя стадия, если их было несколько) состоит в длительном напряжении, до совершенно невероятной степени, всех мышц тела.

Поскольку мышцы на задней поверхности тела намного сильнее передних, жертва прогибается назад (мой знакомый наблюдатель за приведением приговоров в исполнение свидетельствует, что в некоторых случаях пятки повешенного почти достают до затылка.

Существует также фотография человека, задушенного в лежачем положении; тело прогнуто не так сильно, но изогнуто почти по полуокружности.

Если руки связаны спереди, они во время конвульсий обычно поднимаются до середины груди и опускаются только когда конвульсии прекращаются.

Часто, но не всегда, повешенные теряют контроль над мочевым пузырем. Видимо, это происходит в период этих конвульсивных движений, после потери сознания, может быть, в результате сокращения брюшных мышц, при том что контроль над мочевым пузырем уже утрачен.

Мой друг, видевший повешенных, объяснял, что ноги жертвы связывают для того, чтобы фекалии не стекали по ногам и не разлетались в стороны при конвульсивных движениях.

Конвульсии продолжаются до самой смерти или почти до самой смерти. Отчеты о казнях через повешение отмечают, что продолжительность конвульсий изменяется в широких пределах - в одних случаях всего три минуты, в других - целых двадцать.

Профессиональный английский палач, наблюдавший за тем, как добровольцы-американцы вешали нацистских военных преступников, сокрушался, что они делали это неумело, так что некоторые из повешенных агонизировали 14 минут (вероятно, он следил по часам).

Причины столь широкого диапазона неизвестны. Скорее всего, речь идет именно о продолжительности конвульсий, а не о времени наступления смерти. Иногда повешенный умирает вообще без конвульсий или вся агония сводится к нескольким движениям, так что, быть может, короткая агония вовсе не означает быстрой смерти.

Смерть без борьбы иногда связывают с "возбуждением блуждающего нерва" - это нерв, проходящий в шее и управляющий сокращениями сердца. Это трудно понять, поскольку если петля останавливает кровоснабжение мозга, то велика ли разница, бьется сердце или нет.

● Смерть

Необратимые изменения в мозгу начинаются примерно через 3-5 минут, и если они продолжаются, продолжаются и конвульсии. В следующие примерно пять минут эти необратимые изменения усиливаются.

Конвульсии замедляются и постепенно прекращаются. Обычно последним конвульсивным движением является вздымание груди после того, как все остальное тело неподвижно. Иногда конвульсии возвращаются к уже, казалось бы успокоившейся жертве. В XVIII веке повешенный, считавшийся уже умершим, ударил человека, по долгу службы снимавшего с тела одежду.

Сердце продолжает биться еще некоторое время после того, как все функции прекращаются, пока кислотность крови из-за повышения содержания двуокиси углерода не приведет к его остановке.

ДРУГИЕ ЯВЛЕНИЯ

Иногда сообщается о двух явлениях, которые невозможно проверить.

● Предсмертные звуки

Во-первых, в старых отчетах о казнях через повешение имеются сообщения, что жертва в момент смерти (то есть - когда прекращаются конвульсии, единственный признак, по которому могут судить свидетели) издает нечто вроде стона (у Киплинга в "Повешении Дэнни Дивера" солдат, свидетель казни, слышит над головой стон; ему поясняют, что это отлетает душа жертвы). Это кажется невероятным, поскольку дыхательные пути надежно закрыты, но такие сообщения существуют.

● Эякуляция у мужчин

Это явление отмечается часто, едва ли не во всех случаях. Эякуляция, как и часто отмечаемая эрекция, может вызываться теми же реакциями нервной системы, которые вызывают конвульсивные движения. Это происходит в конце повешения.

Имеется отчет американского военного полицейского и немецкого надзирателя, обнаруживших повесившегося немца-заключенного. Американец с удивлением наблюдал, как немец-надзиратель расстегнул ширинку повесившегося и объявил, что вынимать его из петли слишком поздно: эякуляция уже произошла.