Термин формальная логика принадлежит кому. Формальная логика как наука о мышлении


Тест по логике

Введение

Предлагаемый тест поможет в изучении логики. Он может использоваться для самостоятельной подготовки, а также – при контроле и закреплении основного аудиторного материала. Он также может быть использован преподавателями для проведения контрольных и зачетно-экзаменационных мероприятий по курсу логики.

Тест включает в себя 100 заданий закрытого типа, что намного ускоряет проверочную работу преподавателя. Задания охватывают все разделы логики и позволяют не только проверить наличие у учащихся нужной суммы знаний, но и оценить уровень их логической культуры.

Предлагаемые варианты ответов составлены таким образом, что каждый из них может быть выбран неподготовленным учащимся в качестве правильного, поэтому тест невозможно выполнить формально, наугад выбирая подходящий вариант ответа. Для его успешного выполнения необходимы реальные знания и навыки по курсу логики. Такое построение тестовых заданий делает их более сложными, но в то же время более интересными и намного повышает эффективность контроля знаний и навыков учащихся.

При оценке результатов теста можно использовать следующую систему:

1. Логика – это:

Наука об умозаключениях и доказательствах;

Наука о правилах мышления;

Наука о формах и законах мышления;

Наука о формах и законах познания.

2. Формальная логика появилась:

В Средние века;

В Античности;

В Новое время;

В эпоху Возрождения.

3. Формальная логика является:

Символической;

Аристотелевской;

Математической;

Современной.

4. Создателем логики считается древнегреческий философ:

Анаксимен;

Анаксагор;

Антисфен;

Пифагор;

Аристотель;

Аристипп;

Аркесилай.

5. С точки зрения формальной логики высказывание: «Все Снегурочки – это геометрические фигуры»:

Представляет собой абсурд;

Является фантастическим;

Лишено всякого смысла;

Выражает пример классической нелепости;

Построено по форме: «Все A есть B».

6. Математическая или символическая логика появилась:

Тогда же, когда и традиционная логика;

В начале нашей эры;

В Средние века;

В середине XX в.

7. Интуитивная логика – это:

Совершенное незнание законов правильного мышления, приводящее любое рассуждение к многочисленным ошибкам и ложным выводам;

Стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления;

Теоретические знания, оставшиеся у человека после изучения курса логики в школе или вузе;

Полное искажение теоретической логики;

Ничто из перечисленного.

8. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов с целью доказать всё, что угодно, – это:

Милетцы;

Пифагорейцы;

Софисты;

Эпикурейцы;

9. Понятие – это

Слово или словосочетание;

Форма мышления;

Истинный тезис;

Некий предмет.

10. Любое понятие имеет:

Величину;

11. Любое понятие выражается в форме:

Простого предложения;

Сложного предложения;

Слова или словосочетания;

Связного текста.

Совокупность всех объектов, которые оно охватывает;

Наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает;

То суждение, в котором оно может употребляться;

Слово или словосочетание, в котором оно выражается;

Объект, который оно обозначает.

13. Объём понятия – это совокупность:

Объектов, охватываемых этим понятием;

Всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать;

Всех значений, которые могут в него вкладываться;

Наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает;

Всех рассуждений, в которых оно употребляется;

Всех людей, которым известно это понятие.

14. «Солнце » – это понятие:

Единичное;

Физическое;

Нулевое;

Астрономическое.

15. «Глупость » – это понятие:

Конкретное;

Отвлечённое;

Абстрактное;

Отрицательное;

Психологическое.

16. «Неряха » – это понятие:

Положительное;

Отрицательное;

Нейтральное;

Собирательное.

17. Понятию «Созвездие Ориона » соответствует логическая характеристика:

Общее, собирательное, конкретное, положительное;

Единичное, собирательное, абстрактное, положительное;

Единичное, несобирательное, конкретное, положительное;

Нулевое, собирательное, абстрактное, положительное;

Единичное, собирательное, конкретное, отрицательное;

Ни одна из перечисленных.

18. Логической характеристике: общее, собирательное, конкретное, положительное, соответствует понятие:

Сборная России;

Музыкальный коллектив;

10 класс «А»;

Букет роз;

Набор цветных карандашей;

Все перечисленные;

Ни одно из перечисленных.

19. Понятие «умный человек » является:

Ясным по содержанию и резким по объёму;

Неясным по содержанию и резким по объёму;

Ясным по содержанию и нерезким по объёму;

Неясным по содержанию и нерезким по объёму;

Не имеющим ни объёма, ни содержания.

20. Понятие, большее по объёму, называется:

Видовым;

Родовым;

Нулевым;

Широким.

21. Понятия «звезда » и «созвездие » находятся в отношениях:

Подчинения;

Пересечения;

Определения;

Деления;

Исключения;

Соподчинения.

22. Отношения между понятиями изображаются:

Круговыми схемами Эйлера;

Круговыми схемами Бойлера;

Круговыми схемами Пейджера;

Круговыми схемами Аристотеля.

23. Отношения между понятиями «точка», «прямая», «плоскость», «пространство» изображаются следующей схемой (рис. 42):


24. Данной схеме соответствует следующая группа понятий:

Известный футболист, футболист, негр, китаец;

Известный футболист, известный хоккеист, молодой человек, старый человек;

Футболист, баскетболист, спортсмен, человек;

Известный спортсмен, человек, известный человек, спортсмен.

25. Отношения между понятиями «дочка » (A ), «внучка » (В ), «женщина (лицо женского пола) » (C ), изображаются следующей схемой (рис. 43):


26. Данной схеме не соответствует следующая группа понятий:

Рыба, хищник, акула;

Млекопитающее, хищник, тигр;

Представитель древней истории, самодержец, Александр Македонский;

Растение, дерево, сосна;

Русский писатель, знаменитый человек, Лев Николаевич Толстой;

Высшее учебное заведение, московское учебное заведение, МГУ.

27. Отношения между понятиями: «равносторонний треугольник» (A), «равнобедренный треугольник» (B), «прямоугольный треугольник» (C), «тупоугольный треугольник» (D) – изображаются следующей схемой (рис. 44) (Необходимо выбрать из 6 рисунков один правильный.):


28. Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы» , – является:

Двусмысленным;

Круговым;

Широким;

Философским.

29. Определение: «Энтропия – это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу» , – является:

Логически и коммуникативно безупречным;

Широким;

Тавтологичным;

Двусмысленным;

Непонятным для большей части людей.

30. Деление понятия раскрывает его:

Значение;

31. В делении: «Люди бывают мужчинами, женщинами, спортсменами и танцорами» , – допущена ошибка:

Скачок в делении;

Учетверение терминов;

Двусмысленность;

Подмена основания;

Поспешное обобщение.

32. Ошибка пересечение результатов деления, но не подмена основания и не скачок в делении допущена в следующем высказывании:

Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным.

Художественные романы бывают детективными, фантастическими, историческими, любовными и другими.

Предложения делятся на простые, сложные, сложноподчинённые и другие.

Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими, коммерческими и гуманитарными.

Леса делятся на хвойные, лиственные, смешанные, сосновые и еловые.

33. Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:

Автомобиль;

Средство передвижения;

Огромное колесо;

Изделие человека.

34. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш » будет понятие:

Письменная принадлежность;

Канцелярский товар;

Деревянный предмет;

Сломанный карандаш;

Изделие человека.

35. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо:

Нулевое понятие;

Конкретное понятие;

Несобирательное понятие;

Единичное понятие;

Родовое понятие.

36. Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности » является понятие:

Преступление;

Тяжкое преступление;

Квартирная кража;

Высокий уровень преступности;

Преступное сообщество;

Криминалитет.

37. Суждение – это:

Предложение;

Незаконченная мысль;

Обобщённое понятие;

Форма мышления;

Закон мышления.

38. Суждение выражается в форме:

Повествовательного предложения;

Вопросительного предложения;

Побудительного предложения;

Словосочетания.

39. Истинным или ложным может быть:

Понятие;

Суждение;

Квантор.

40. Предмет суждения называется:

Сущностью;

Смыслом;

Субъектом;

Силлогизмом;

Связкой;

Предикатом.

41. Суждение: «Все люди – не обезьяны» , – является суждением вида:

42. Субъект и предикат в суждении: «Все сосны – не берёзы» , – находятся в отношениях:

Пересечения;

Равнозначности;

Совместимости;

Несовместимости;

Противоположности;

Противоречия.

43. Суждение: «Бога нет» , – является:

Релятивным;

Экзистенциальным;

Атрибутивным;

Конъюнктивным;

Религиозным;

Неправильным.

44. Атрибутивным является суждение:

Москва основана раньше Санкт-Петербурга.

Существуют вечные законы мира.

Аристотель жил задолго до Лейбница.

Чудес не бывает.

Человек – это разумное живое существо.

Счастье есть, его не может не быть.

45. Субъект и предикат находятся в отношении пересечения в суждении:

Все планеты – это не звёзды.

Некоторые треугольники являются равносторонними.

Ни один человек не всесилен.

Антарктида – это ледовый материк.

Некоторые люди – это знаменитые учёные.

Некоторые учёные являются древними греками.

46. В суждении: «Некоторые россияне являются олимпийскими чемпионами»:

И субъект, и предикат распределены;

Ни субъект, ни предикат не распределены;

Субъект распределён, а предикат не распределён;

Субъект нераспределён, а предикат распределён.

47. Субъект распределён, а предикат нераспределён в суждении:

Все квадраты – это геометрические фигуры.

Все квадраты – это равносторонние прямоугольники.

Ни один квадрат не является треугольником.

Некоторые равнобедренные треугольники являются прямоугольными.

Некоторые равнобедренные треугольники являются равносторонними.

Все равносторонние треугольники имеют равные углы.

48. Термин простого атрибутивного суждения является нераспределённым, если в этом суждении:

Речь идёт обо всех объектах, входящих в объём этого термина;

Речь не идёт ни об одном объекте, входящем в объём этого термина;

Речь идёт о части объектов, входящих в объём этого термина;

Речь идёт о реальном существовании объектов, входящих в объём этого термина;

Речь идёт о несуществовании объектов, входящих в объём этого термина.

49. Противопоставлением предикату для суждения: «Все воробьи – птицы» , – будет суждение:

Некоторые птицы – воробьи.

Все не птицы не являются воробьями.

Все воробьи не являются не птицами.

Некоторые птицы не являются воробьями.

50. Суждения: «Все хищники – животные», «Тигры – это животные» , – находятся в отношении:

Частичного совпадения;

Пересечения;

Подчинения;

Однозначности;

Равносильности.

51. Если суждение: «Все люди изучали логику» , – является ложным, то суждение: «Все люди не изучали логику» , – является:

Истинным;

Неправильным;

Правдивым;

Неопределённым по истинности.

52. Сложное суждение: «Посеешь ветер – пожнёшь бурю» , – является:

Импликацией;

Сублимацией;

Конъюнкцией;

Дизъюнкцией;

Изостенцией.

53. Сложное суждение: «Уж полночь близится, а Германа всё нет» , – является:

Дизъюнкцией;

Эквиваленцией;

Абстиненцией;

Конъюнкцией;

Импликацией.

54. Суждение: «Если Солнце является треугольником, то все крокодилы – это летающие существа» , – является формально:

Истинным;

Бессмысленным;

Неопределённым;

Антинаучным.

55. Конъюнкция истинна только тогда, когда:

Хотя бы один её элемент истинен;

Хотя бы один её элемент ложен;

Ложны все её элементы;

Истинны все её элементы;

Истинна большая часть её элементов.

56. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда:

Истинны все её элементы;

Ложны все её элементы;

Истинен только один её элемент, а остальные – ложны;

Ложен только один её элемент, а остальные – истинны;

Половина её элементов истинна, а половина – ложна;

Хотя бы один её элемент не является ни истинным, ни ложным одновременно.

57. Результатом формализации рассуждения: «Если бы скорость Земли при движении по орбите была больше 42 км/с, то Земля покинула бы Солнечную систему, а если бы её скорость была меньше 3 км/с, то она упала бы на Солнце; однако Земля не покидает Солнечную систему и не падает на Солнце, следовательно, её скорость не больше 42 км/с и не меньше 3 км/с» , – является одна из формул:

(((a > b ) ? (c > d )) ? (a ? c )) > (b ? d );

(((a > b ) ? (c > d )) ? (¬ b ? ¬ d )) > (¬ a ? ¬ c );

(((a > b ) ? (c > d )) ? (¬ a ? ¬ c )) > (¬ b ? ¬ d );

(((a > b ) ? (c > d )) ? (b ? d )) > (a ? c );

(((a > b ) ? (c > d )) ? (a > c )) > (b > d );

(((a > b ) ? (c > d )) ? (b > d )) > (a > c ).

58. Умозаключение – это:

Закон мышления;

Сложное суждение;

Форма мышления;

Истинный вывод;

Ложное понятие.

59. Дедуктивные умозаключения называются:

Алогизмами;

Силлогизмами;

Софизмами;

Парадоксами;

Логицизмами.

60. Индукция – это:

Сложное суждение;

Логическая связка;

Вид умозаключения;

Вид дедукции;

Закон логики.

61. Любой простой силлогизм имеет:

62. Связь между субъектом и предикатом вывода в простом силлогизме выполняет:

Старший термин;

Больший термин;

Младший термин;

Средний термин;

Меньший термин.

63. Фигура и модус простого силлогизма – это, соответственно:

Набор его посылок и совокупность терминов, входящих в них;

Совокупность всех его терминов и сумма посылок, входящих в него;

Истинность или ложность его посылок и распределённость или нераспределённость его терминов;

Объём его субъекта и содержание его предиката;

Его общие правила и ошибки, возникающие при их нарушении;

Взаимное расположение его терминов и набор простых суждений, входящих в него.

64. Все первоклассники обладают мышлением.

Все студенты – это не первоклассники.

Все студенты не обладают мышлением.

В этом простом силлогизме допущена ошибка:

Учетверение терминов;

Поспешное обобщение;

Аргумент к невежеству;

Подмена основания;

Расширение большого термина;

Нераспределённость среднего термина.

65. Законы – это вечные принципы природы.

Всеобщая воинская обязанность – это закон.

Всеобщая воинская обязанность – это вечный принцип природы.

В этом силлогизме допущена ошибка:

Подмена основания;

Учетверение терминов;

Поспешное обобщение;

Нестрогая дизъюнкция;

Тавтология.

66. Эпихейрема – это:

Вид сложного суждения;

Разновидность умозаключения;

Раздел индукции;

Закон дедукции;

Правило силлогизма.

Импликативное и разделительное;

Разделительное и дизъюнктивное;

68. Учебные заведения бывают начальными или средними. МГУ – это не начальное и не среднее учебное заведение. МГУ – это не учебное заведение.

Неполное деление;

Нестрогая дизъюнкция;

Скачок в делении;

Подмена основания;

Широкое деление;

Удвоение терминов.

69. Древние римляне были политиками, или ораторами, или писателями.

Цицерон был политиком.

Цицерон не был ни оратором, ни писателем.

В этом разделительно-категорическом силлогизме допущена ошибка:

Учетверение терминов;

Подмена основания;

Поспешное обобщение;

Нестрогая дизъюнкция;

Нарушение конъюнкции.

70. Если взлётная полоса покрыта льдом, то самолёты не могут взлетать. Сегодня самолёты не могут взлетать. Сегодня взлётная полоса покрыта льдом.

Утверждение от основания к следствию;

Утверждение от следствия к основанию;

Отрицание от основания к следствию;

Отрицание от следствия к основанию;

Нестрогая дизъюнкцию основания и следствия.

71. Если треугольник является равносторонним, то сумма его внутренних углов равна 180°.

Если треугольник не является равносторонним, то сумма его внутренних углов равна 180°.

Сумма внутренних углов треугольника равна 180°. Этот силлогизм является:

Условно-разделительным;

Чисто условным;

Чисто разделительным;

Чисто геометрическим;

72. Если каждый угол треугольника равен 60°, то треугольник – равносторонний.

В треугольнике ABC каждый угол равен 60°.

Треугольник ABC является равносторонним.

Этот силлогизм является:

Условно-разделительным.

73. Если средняя плотность вещества Вселенной больше некой критической величины, то её расширение со временем сменится сжатием; а если эта плотность меньше некой критической величины, то расширение Вселенной будет продолжаться вечно.

Средняя плотность вещества Вселенной или больше, или меньше некой критической величины.

Расширение Вселенной со временем сменится её сжатием, или Вселенная будет расширяться вечно.

Это умозаключение является:

Отрицательно-разделительным;

Условно-разделительным;

Соединительно-разделительным.

74. Если я пробездельничаю весь семестр, то мне придётся напрягаться во время сессии или же меня выгонят из института.

Я не хочу напрягаться во время сессии или же – чтобы меня выгнали.

Я не буду бездельничать во время семестра.

Этот силлогизм является:

Простой конструктивной дилеммой;

Сложной конструктивной дилеммой;

Простой деструктивной дилеммой;

Сложной деструктивной дилеммой.

75. В индуктивном умозаключении:

На основе сходства двух предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках;

Из одного суждения выводится другое суждение путём изменения местоположения его субъекта и предиката;

Из общего правила делается вывод для частного случая;

Из одного частного случая выводится другой частный случай;

Из нескольких частных случаев выводится одно общее правило;

Из одного общего правила следует другое общее правило.

76. Вася Сидоров – двоечник. Петя Смирнов – двоечник. Саша Иванов – двоечник. Вася Сидоров, Петя Смирнов, Саша Иванов – ученики 6 «Б». Все ученики 6 «Б» двоечники.

В этом умозаключении допущена ошибка:

Популярная индукция;

Неполная индукция;

Нарушение индукции;

Нестрогая индукция;

Ни одна из вышеназванных.

77. В рассуждении: «Употреблять в пищу огурцы опасно – с ними связаны многие недуги и вообще людские несчастья. Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы. 99,7 % всех лиц, ставших жертвами авто- и авиакатастроф, употребляли в пищу огурцы в течение двух недель, предшествовавших несчастному случаю. 98,1 % всех несовершеннолетних преступников происходят из семей, где огурцы употребляются постоянно» , – допущена ошибка:

Поспешное обобщение;

Неполная индукция;

Популярная индукция;

Ненаучная индукция;

После этого, значит по причине того;

Кто много доказывает, тот ничего не доказывает;

Подмена условного безусловным.

78. В популярной индукции, в отличие от научной:

Получаются достоверные выводы;

Используются общие правила силлогизма;

Неизвестна причинная связь явлений;

Преднамеренно нарушаются логические законы;

Используются выводы по логическому квадрату.

79. Сложное суждение: «Если с утра шёл дождь, то к полудню прояснилось» , – является:

Конъюнкцией;

Эквиваленцией;

Нестрогой дизъюнкцией;

Импликацией;

Экзистенцией;

Строгой дизъюнкцией.

80. Аналогия – это:

Правило индукции;

Ошибка в силлогизме;

Закон логики;

Сложное суждение;

Вид умозаключения.

81. Нестрогая дизъюнкция ложна тогда, когда:

Все её элементы истинны;

Все её элементы ложны;

Один её элемент истинен, а остальные – ложны;

Один её элемент ложен, а остальные – истинны;

Хотя бы один её элемент истинен.

82. – У вас телевизоры цветные есть?

– Тогда дайте мне жёлтый.

В этом анекдоте нарушен:

Закон противоречия;

Закон двусмысленности;

Закон анекдота;

Закон тождества;

Закон исключённого третьего.

83. Два ученика решили спросить учителя, можно ли курить во время медитации. Каждый из них задал учителю свой вопрос индивидуально. Одному из них учитель ответил, что нельзя, а другому, что можно. Оказалось, что первый ученик спросил учителя так: «Можно ли курить во время медитации?». А второй ученик задал учителю такой вопрос: «Можно ли медитировать во время курения?».

В этой ситуации:

Учитель нарушил закон противоречия;

Учитель нарушил закон достаточного основания;

Учитель нарушил закон двойного отрицания;

Ученики нарушили закон исключённого третьего;

Ученики нарушили закон дедукции;

Ученики нарушили закон тождества.

84. Софизм – это:

Правило индукции;

Сложное суждение;

Вид дедукции;

Закон мышления;

Ничто из вышеперечисленного.

85. Два противоположных суждения о двух разных предметах:

Должны быть одновременно истинными;

Должны быть одновременно ложными;

Должны быть: одно – истинным, другое – ложным;

Могут быть какими угодно по истинности.

86. Два противоречащих суждения о двух разных предметах не могут быть:

Одновременно истинными;

Одновременно ложными;

Одно – истинным, другое – ложным;

Ни истинным и ни ложным каждое.

Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презеленый, красный шар.
(С. В. Михалков)

В этом шуточном четверостишии преднамеренно нарушен логический закон:

1) тождества;

2) противоречия;

3) достаточного основания;

4) силлогизма;

5) парадокса;

6) стихотворения.

88. Закон противоречия нарушен в следующем высказывании:

«Я знаю только то, что я ничего не знаю» (Сократ).

«В детстве у меня не было детства» (А. П. Чехов).

«История учит только тому, что она никого ничему не учит» (Г. Гегель).

«Самое непостижимое в мире заключается в том, что он постижим» (А. Эйнштейн).

«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи» (А. С. Пушкин – по поводу перевода «Иллиады» Гомера, сделанного Н. И. Гнедичем).

Во всех вышеприведённых высказываниях.

Ни в одном из вышеприведённых высказываний.

89. В рассуждении: «Мёд не любит, чтобы его переливали, доливали, перемешивали и сильно нагревали, так как от этого он теряет свои лечебные свойства, как и от добавления воды и сахара. Между тем иногда такой мёд поступает в продажу. Образуется он в результате скармливания сахарного сиропа пчёлам» , – нарушен закон:

Двойного отрицания;

Исключённого третьего;

Противоречия;

Тождества;

Достаточного основания.

90. В 1907 г. кадетская фракция в Государственной думе по вопросу об отношении к правительству решила: не выражать ему ни доверия, ни недоверия, причём если будет внесена резолюция доверия правительству, то голосовать против неё, а если будет внесена резолюция недоверия правительству, то голосовать против неё.

В этом решении нарушен логический закон:

Исключённого третьего;

Достаточного основания;

Неверного утверждения;

Подмены основания;

Двойного противопоставления;

Взаимозаменяемости.

91. В самый солнцепёк, вернувшись домой, Насреддин попросил жену: «Принеси-ка мне миску простокваши, нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!» Жена ответила: «Да у нас – не то, что миски – даже ложки простокваши нет в доме!» Насреддин сказал: «Ну и хорошо, что нет, простокваша ведь вредна человеку».

В словах Насреддина нарушен логический закон:

Нестрогой дизъюнкции;

Противоречия;

Достаточного основания;

Двойного отрицания;

Основного заблуждения;

Порочного круга.

92. В данном рассуждении: «Немецкий физик Вальтер Нернст, автор третьего начала термодинамики (о недостижимости абсолютного нуля температуры) доказывал, что ему удалось завершить разработку фундаментальных законов термодинамики. Так: у первого начала было три автора (Ю. Майер, Д. Джоуль, Г. Гельмгольц), у второго – два (Н. Карно, Р. Клаузиус), у третьего – один (В. Нернст); следовательно, число авторов четвёртого начала должно равняться нулю, т. е. такого закона просто не может быть» , – нарушен логический закон:

Подмены тезиса;

Порочного круга;

Двойного противоречия;

Исключённого тождества;

Достаточного основания;

Недостаточной истинности.

93. Импликация ложна только тогда, когда:

Её основание и следствие истинны;

Её основание и следствие ложны;

Её основание ложно, а следствие истинно;

Её основание истинно, а следствие ложно.

94. Символическая логика является разделом:

Формальной логики;

Философии;

Математики;

Грамматики.

95. Противоречия бывают:

Контактными и дистантными;

Явными и неявными;

Реальными и мнимыми;

Какими угодно из перечисленных;

Никакими из перечисленных.

96. Принцип верификации – это:

Распространённый софистический приём;

Критерий научного знания;

Основание индуктивных ошибок;

Одно из правил силлогизма;

Важный метод псевдонауки;

Главное требование аналогии.

97. В рассуждении: «Все птицы имеют крылья, следовательно, все существа с крыльями – это птицы» , – нарушен логический закон:

Исключённого третьего;

Индуктивного силлогизма;

Сокращённого софизма;

Дедуктивной аналогии;

Ни один из перечисленных.

98. Энтимема – это:

Разновидность научной индукции;

Неразрешимое противоречие;

Вид сложного суждения;

Сокращённый простой силлогизм;

Аналогия с достоверными выводами.

99. Рассуждение: «Докажем, что три раза по два будет не шесть, а четыре. Возьмём спичку или палочку и сломаем её пополам. Это один раз два. Потом возьмём одну из половинок и её тоже сломаем пополам. Это второй раз два. Затем возьмём оставшуюся половинку и её тоже сломаем пополам. Это третий раз два. Итак, три раза по два будет четыре, а не шесть» , – является:

Парадоксом;

Апорией;

Антиномией;

Силлогизмом;

Софизмом;

Бессмыслицей;

Философемой.

100. Сорит – это разновидность:

Логического парадокса;

Трудноразрешимого софизма;

Неполной индукции;

Сложного суждения;

Нулевого понятия;

Простого силлогизма.

1. наука о формах и законах мышления

2. в античности

3. аристотелевской

4. Аристотель

5. построено по форме: «Все A – это B »

7. стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления

8. софисты

9. форма мышления

11. слова или словосочетания

12. наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает13. объектов, охватываемых этим понятием

14. единичное

15. абстрактное

16. положительное

17. ни одна из перечисленных

18. все перечисленные

19. неясным по содержанию и нерезким по объёму

20. родовым

21. соподчинения

22. круговыми схемами Эйлера

24. известный футболист, футболист, негр, китаец

25. A = B = C

26. растение, дерево, сосна.

27. B C A D

28. круговым

29. непонятным для большей части людей

31. подмена основания

32. художественные романы бывают детективными, фантастическими, историческими, любовными и другими

33. изделие человека

34. сломанный карандаш

35. единичное понятие

36. высокий уровень преступности

37. форма мышления

38. повествовательного предложения

39. суждение

40. субъектом

42. несовместимости

43. экзистенциальным

44. Человек – это разумное живое существо

45. Некоторые учёные являются древними греками

46. ни субъект, ни предикат не распределены

47. Все квадраты – это геометрические фигуры

48. речь идёт о части объектов, входящих в объём этого термина

49. все не птицы не являются воробьями

50. подчинения

51. неопределённым по истинности

52. импликацией

53. конъюнкцией

54. истинным

55. истинны все её элементы

56. истинен только один её элемент, а остальные – ложны

57. (((a > b ) ? (c > d )) ? (¬ b ? ¬ d )) > (¬ a ? ¬ c )

58. форма мышления

59. силлогизмами

60. вид умозаключения

61. фигуру

62. средний термин

63. взаимное расположение его терминов и набор простых суждений, входящих в него

64. расширение большего термина

65. учетверение терминов

66. разновидность умозаключения

68. неполное деление

69. нестрогая дизъюнкция

70. утверждение от следствия к основанию

71. чисто условным

73. условно-разделительным

74. простой деструктивной дилеммой

75. из нескольких частных случаев выводится одно общее правило76. ни одна из вышеназванных

77. после этого, значит по причине того

78. неизвестна причинная связь явлений

79. конъюнкцией

80. вид умозаключения

81. все её элементы ложны

82. закон тождества

83. ученики нарушили закон тождества

84. ничто из вышеперечисленного

85. могут быть какими угодно по истинности

86. ни истинным и ни ложным каждое

87. противоречия

88. ни в одном из вышеперечисленных высказываний

89. закон тождества

90. исключённого третьего

91. противоречия

92. достаточного основания

93. её основание истинно, а следствие ложно

94. разделом математики

95. какими угодно из перечисленных

96. критерий научного знания

97. ни один из перечисленных

98. сокращённый простой силлогизм

99. софизмом

100. простого силлогизма

Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово "метод" происходит от греческого methodos, что буквально означает "путь к чему-либо". Поэтому метод можно определить в самом широком смысле как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели . Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой - выступает как средство последующего познания.

Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя в себе свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта.

Объективное переходит в субъективное, и наоборот. Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод.

В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.

Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика.

Формальная логика - это изучение мысли со стороны ее структуры, формы.

Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики. Ученики Аристотеля назвали эту новую книгу "органон", то есть "орудие познания". Термин "логика" ("слово", "разум", "закономерность") появился позже у стоиков, и лишь в XVII в. в процессе создания диалектической логики эту традиционную логику стали вслед за И. Кантом называть формальной.

Простейшей категорией формальной логики является понятие - оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определяется через более широкое понятие путем добавления к родовому признаку видового различия.

Суждение -это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Формой взаимосвязи суждений выступает умозаключение.

Умозаключение представляет собой прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания получается выводное знание.

Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм. Он утверждает,что если свойство Р принадлежит каждому из предметов, образующих данный класс, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому классу.

Это называется аксиомой силлогизма. Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания. Важнейшие из них - это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.


Анализ- это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части, синтез - метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Будучи наипростейшим, метод анализа оказывается и наименее удовлетворительным. Это метод эмпиризма. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое. Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются синтезом . Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта. Поэтому этот метафизический метод не в состоянии указать путь к нахождению начала исследования. Аналогичными недостатками обладают и индукция с дедукцией.

Индукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему;

Д едукция - метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному). Слабость индукции в том, что она не может строго обосноватьобщее, так как исходит лишь из рассмотрения части совокупности. Недостаток дедукции в том, что она не может строго обосновать общую предпосылку.

Важную роль в формальной логике играет сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования. В то же время сравнение готовит предпосылки для проведения аналогии.

Аналогия - это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. В общей форме умозаключение по аналогии записывается следующим образом. Если А и В имеют общие свойства и А имеет свойство С, то и В имеет свойство С.

Аналогия - это частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания. Многие открытия в политической экономии были сделаны по аналогии. Ф. Кенэ, например, предложил плодотворную аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в организме социальном. Это позволило ему построить первую макроэкономическую модель воспроизводства. Изучение механического равновесия привело А. Курно к идее экономического равновесия. Аналогия, таким образом, играет важную роль в рождении новых идей и формулировке гипотез. Она существенно облегчает понимание сложных процессов, являясь основой научного моделирования. Нередко аналогия позволяет правильно поставить проблему, определив направление дальнейшего исследования.

Проблема -это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и в ходе его завершения. Если проблемы сформулированы до начала исследования, такие проблемы называют явными, если нет - то неявными. Методы решения проблемы могут быть известны заранее, а могут быть найдены в процессе работы. В зависимости от того, что известно (формулировка проблемы, метод ее решения или ответ), можно дать простейшую типологию проблемных ситуаций (см. табл. 1-1).

Первый случай представляет собой показательные задачи (известно все - проблема, метод ее решения и ответ). Второй случай - типовые школьные задачи (известно все, кроме ответа). Третий случай - риторические проблемы - головоломки. Четвертый случай - это классические научные проблемы. Пятый случай иллюстрирует ситуацию, когда правильное понимание формулировки проблемы приходит только в конце исследования. Шестой случай соответствует ситуации, когда в экономике используют методы других наук. Седьмая ситуация иллюстрирует догматическую теорию, обладающую готовыми ответами на все проблемы; восьмая - это софизмы, парадоксы, антиномии.

Принципиально новому решению задачи способствует постановка проблемы в форме антиномии. Антиномия -это противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в одинаковой степени покоятся на одних и тех же основаниях. Формулировка проблемы в форме антиномии позволяет отразить противоречивоеразвитие как реального объекта, так и знаний о нем. Однако с точки зрения формальной логики антиномия неразрешима, поскольку отрицает ее основные законы.

На ограниченность формальной логики указывает и апория - утверждение, противоречащее практическому опыту.

Постановка проблемы в форме парадокса (антиномии, апории или даже софизма) способствует рождению гипотез. Гипотеза - это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории. Научная теория состоит из ядра и защитного пояса (см. рис. 1-3).

Ядро - наиболее фундаментальные положения теории; защитный пояс образуют вспомогательные гипотезы, которые конкретизируют теорию, расширяя область ее применения.

Доказанные гипотезы сливаются с ядром, недоказанные служат объектом полемики с оппонентами, защищая ядро теории. Например, ядром марксизма являются трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, а их защитным поясом - закон тенденции нормы прибыли к понижению и другие законы.

Под доказательством в формальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощью других. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательства. Она состоит из тезиса, оснований доказательства (аргументов) и способа доказательства (демонстрации).

Существуют различные виды доказательства. В зависимости от его целей выделяют доказательства истинности и ложности (опровержение); в зависимости от способа доказательства - прямые и косвенные; в зависимости от оснований доказательства - теоретические и эмпирические.

Основные законы формальной логики (см рис. 1-6):

1. Закон тождества (А=А);

2. Закон противоречия (А и А, А Λ А);

3. Закон исключенного третьего (А и А, А V А);

4. Закон достаточного основания.

Закон тождества означает, что каждая мысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание. Он направлен против расплывчатости и неопределенности в экономическом мышлении Этот закон запрещает, с одной стороны, тавтологию (когда одно явление называют разными терминами), а с другой - подмену одних понятий другими. Закон тождества ориентирует на связь и соподчиненность категорий, четкое разграничение родовых и видовых признаков.

Закон противоречия означает, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т. д., не могут быть истинными.

Закон исключенного третьего утверждает, что из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т. д, одно непременно истинно.

Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.

Логика для юристов: Учебник. Ивлев Юрий Васильевич

§ 2. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА КАК НАУКА

§ 2. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА КАК НАУКА

Чтобы дать определение логической формы мысли и указать способы выявления логических форм различных мыслей, выделим среди выражений естественного языка термины, называемые логическими. К ним относятся союзы “и”, “или”, “если..., то...”, отрицание “неверно, что” (“не”), слова, характеризующие количество предметов, о которых нечто утверждается или отрицается: “все” (“ни один”), “некоторые”, связка “суть” (“есть”) и др. Процесс выявления логической формы мысли заключается в отвлечении от смысла нелогических терминов, входящих в словосочетание, выражающее эту мысль. Сделать это можно различными способами. Например, опустить нелогические термины в словосочетании и поставить вместо них многоточия, штриховые и другие линии. В результате замены нелогических терминов многоточием и штриховой линией из предложения “Все адвокаты - юристы” получим выражение “Все... суть - - - ”.

Другой способ отвлечения от смысла нелогических терминов заключается в замене этих терминов особыми символами (переменными). При этом вместо различных вхождений одного и того же нелогического термина ставится одна и та же переменная, а вместо различных терминов - различные переменные. Кроме того, вместо терминов различных типов ставятся символы различных типов.

Выявим логические формы следующих рассуждений:

(1) Все студенты первого курса Юридического колледжа МГУ им. М.В.Ломоносова изучают логику.

Некоторые студенты первого курса Юридического колледжа МГУ им. М.В.Ломоносова будут специализироваться по гражданскому праву.

Следовательно, некоторые студенты, которые будут специализироваться по гражданскому праву, изучают логику.

(2) Следователь - юрист. Следовательно, образованный следователь - образованный юрист.

Заменив нелогические термины символами, получим:

(1) Все М суть Р. Некоторые М суть S. Следовательно, некоторые S суть Р.

(2) S есть Р. Следовательно, sq есть pq.

Этими выражениями представляются логические формы исходных мыслей.

Таким образом, логическая форма мысли - это ее структура, выявляемая в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов.

Логическая форма содержательна, информативна. Так, выражение, получаемое в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов первого рассуждения, несет следующую информацию: “Если все предметы класса М включаются в класс Р и некоторые предметы класса М включаются в класс S, то некоторые предметы класса S включаются в класс Р”.

Мысли можно подразделить на классы в зависимости от типов их логических форм. Основные из этих классов составят мысли, называемые понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятие - это мысль, в которой обобщены и выделены предметы на основе системы признаков, общей только для этих выделяемых предметов. Пример понятия: действие или бездействие, квалифицированное законом в качестве уголовно наказуемого (понятие преступления).

Суждениями называются мысли, в которых утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел. Примеры: “Человек получил от Бога две блаженные способности - говорить правду и творить добро”; “Лучший способ изучить что-то - открыть это самому”.

Умозаключение - это процесс получения знания, выраженного в суждении, из других знаний, тоже выраженных в суждениях. Примерами умозаключений могут служить приведенные выше рассуждения (1), (2).

Между мыслями существуют связи, зависящие только от их логических форм. Такие связи имеют место и между понятиями, и между суждениями, и между умозаключениями. Так, между мыслями логических форм “некоторые S суть Р” и “некоторые Р суть S” существует следующая связь: если истинна одна из этих мыслей, то истинна и вторая, независимо от того, каково нелогическое содержание этих мыслей.

Связи между мыслями по формам, при которых истинность одних из этих мыслей обусловливает истинность других, называются формально-логическими законами, или логическими законами.

Связь между мыслями в рассуждении (1) представляет собой логический закон. Чтобы установить, является ли связь между некоторыми исходными высказываниями и высказыванием, получаемым в результате рассуждения, логическим законом, необходимо вместо нелогических терминов подставлять в эти высказывания произвольные термины тех же типов и при этом всякий раз выяснять, окажется ли истинным получаемое высказывание при истинности исходных. Если всегда обнаруживается такая зависимость истинности высказываний, то связь между ними представляет собой логический закон. Если находится контрпример, то закономерной связи нет, и рассуждение не является правильным. Так, приведенное выше рассуждение “Следователь - юрист. Следовательно, образованный следователь - образованный юрист” является неправильным. Контрпримером для него может служить явно неправильное рассуждение:

Муха - животное. Следовательно, крупная муха - крупное животное.

В современной логике разработаны более простые и более продуктивные методы выявления закономерной связи между мыслями. Эти методы излагаются в главе "Умозаключение".

Имея понятия логической формы и логического закона, можно дать определение формальной логике.

Формальная логика - это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам.

Исследуя необходимые связи между мыслями по логическим формам - логические законы, логика формулирует утверждения об истинности всех высказываний определенной логической формы. Эти утверждения тоже называются законами, но в отличие от логических законов (связей, существующих независимо от того, знаем мы о них или нет) - законами (науки) логики. Например, установив, что всегда, когда истинны мысли форм “Все М суть Р” и “Все М суть S”, истинна мысль формы “Некоторые S суть Р”, можно сформулировать закон логики: “Для любых S, Р и М верно, что если все М суть Р и все М суть S, то некоторые S суть Р”. Законы логики, после того как они сформулированы, выступают в качестве норм, в соответствии с которыми должны осуществляться рассуждения. В логике разрабатываются также требования другого рода, которые рекомендуется выполнять в процессе познания. Формальная логика, таким образом, является нормативной наукой о формах, законах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности.

Мышление, осуществляемое в соответствии с требованиями логики, называется правильным. Формальная логика, являясь наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, т.е. типичные алогизмы.

Длительное время предпринимаются попытки разработать логику диалектическую. Средства этой логики должны применяться в тех случаях, когда нельзя отвлекаться от развития знания. В рамках диалектической логики разработан ряд методологических принципов (конкретности, объективности рассмотрения и др.) и методов познания (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Предполагается, что в процессе познания методы формальной логики должны дополняться методами диалектической логики и наоборот.

Упражнение

Описанным выше способом установите, являются ли формально-логическими законами связи по формам между исходными суждениями и результирующими в следующих рассуждениях (т.е. являются ли эти рассуждения правильными):

1. Все преступники подлежат уголовному наказанию. Некоторые жители Москвы подлежат уголовному наказанию. Следовательно, некоторые жители Москвы - преступники.

2. Все студенты нашей группы - юристы. Все студенты нашей группы - члены кружка логики. Следовательно, все члены кружка логики - юристы.

3. Некоторые участники этого преступления опознаны потерпевшим. Ни один из членов семьи Петровых не опознан потерпевшим. Никто из лиц, не участвовавших в совершении этого преступления, не привлечен к уголовной ответственности за его совершение. Следовательно, ни один из членов семьи Петровых не привлечен к уголовной ответственности за совершение этого преступления.

4. “Если умер Сократ, то он умер или когда жил, или когда умер. Если когда жил, то он не умер, так как один и тот же человек и жил бы, и был бы мертв; но и не тогда, когда умер, ибо он был бы дважды мертвым. Стало быть, Сократ не умер.” (Эмпирик Секст. Соч. В 2 т. М., 1976. Т. 2. С. 289).

5. Все металлы - теплопроводные вещества. Все металлы - электропроводные вещества. Следовательно, все электропроводные вещества являются теплопроводными.

Из книги Система вещей автора Бодрийар Жан

Формальная коннотация: крыло автомобиля Долгое время американские автомобили украшались огромными крыльями, о которых Паккард в своем «Искусстве расточительства» (с. 282) пишет, что они символизируют собой американскую одержимость потребительскими благами; но у них есть

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

5. Формальная диалектика Интерес к диалектике дошел до высшей точки, однако, этот интерес получил совершенно формальный характер, и это – пятый пункт, на который мы должны указать. Этот формальный характер отражается прежде всего в незнавшем предела изобретении termini technici,

Из книги Как я понимаю философию автора Мамардашвили Мераб Константинович

ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЦИВИЛИЗАЦИИ Для дальнейшего понимания связи сознания и цивилизации вспомним другой сформулированный Декартом закон мышления, имеющий отношение ко всем человеческим состояниям, включая и те, в которых формулируется причинная связь событий в мире.

Из книги Избранное. Логика мифа автора Голосовкер Яков Эммануилович

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 147. Разветвления проблем. Формальная логика, аксиология и практика Если принять во внимание дальнейшие структурные различия, какие сказываются определяющими для характеров разума, - на различия по основным видам тезисов, на различия тезисов простых и фундируемых и на

Из книги Введение в логику и научный метод автора Коэн Моррис

Книга I. Формальная логика

Из книги Теория справедливости автора Ролз Джон

§ 1. Логика как наука о типах порядка В предыдущих главах мы видели, что обоснованность доказательства зависит не от истинности или ложности посылок, а от их формы, или структуры. В качестве фундаментальной задачи логики мы признали изучение этих объективных отношений

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

Божество как формальная трансценденция В формальном трансцендировании по ту сторону категорий божество не становится исполненной мыслью, как не обретаем мы и отношения к нему, если только экзистенциальная вовлеченность не наполнит этой мысли.То, что божество есть

Из книги Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов. автора Рузавин Георгий Иванович

Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА Освоение проблем формальной логики требует глубокого понимания, в первую очередь, ее объекта и предмета как науки, уяснения методологической роли для конкретного вида деятельности. При этом решаются не только теоретические задачи. Познание

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

1.1. Логика как наука Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Формальная (Причина) (Formelle, Cause) Одна из четырех причин, сформулированных Аристотелем; причина, отвечающая на вопрос «Почему?» указанием формы. Например, почему стоит этот дом? Потому что есть кирпичи (материальная причина), потому что кому-то нравится в нем жить (конечная

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

Вводный раздел. Логика как наука Прежде чем непосредственно приступить к проблематике логики, необходимо иметь хотя бы общее представление о самой этой науке - уяснить себе ее предмет, познакомиться с историей ее возникновения и развития вплоть до наших дней, осмыслить

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 2. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА КАК НАУКА Чтобы дать определение логической формы мысли и указать способы выявления логических форм различных мыслей, выделим среди выражений естественного языка термины, называемые логическими. К ним относятся союзы “и”, “или”, “если..., то...”,

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА § 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ Логика - наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Данное определение предполагает прежде всего выяснение вопроса, сформулированного в названии

Из книги автора

Субъективная диалектика и формальная логика Для понимания сущности марксистской диалектической теории, как она разрабатывалась Марксом и Энгельсом, принципиально важным является вопрос об отражении объективной диалектики процессов и вещей в субъективной диалектике

Логику можно определить как:

1) науку о правилах мышления, ведущего к истине;

2) объективные закономерности и взаимосвязи в процессе чего-либо (логика событий).

Нас интересует, конечно, первое значение этого слова: логика как наука. Сейчас ее делят на два вида: логика как таковая, или формальная логика, и диалектическая логика. Деление это возникло сравнительно недавно. Долгое время под логикой понимали только то, что сейчас называют формальной логикой, и называли просто логикой.

Возникла она еще в Древней Греции и много столетий считалась основой знания и образованности. В начале XIX в. Гегель подверг эту логику критике и указал на ее ограниченность и недостаточность с точки зрения отражения процесса движения мысли. Он показал, что такая логика отражает не движение содержания мысли, а лишь форму мысли, лишь статическую сторону мышления. Чтобы восполнить этот недостаток, Гегель создал новую логику - диалектическую, а существовавшую до нее назвал формальной. Название это прижилось, потому что оно действительно отражало характер данной науки.

Формальная - значит, связанная с формой, изучающая ее как нечто отдельное, обособленное от содержания, насколько это возможно. В этом отношении формальная логика подобна геометрии, которая является наукой о формах физических тел и совершенно отвлекается, изучая эти формы, от того, что могло бы быть их содержанием. От содержательной стороны процессов и явлений отвлекаются и другие математические науки. Так что существует целый разряд формальных наук, и логика принадлежит к их числу.

Вопрос 2. Основные законы логики.

Законов таких четыре:

1. Закон тождества: каждая мысль должна быть тождественна (равнозначна) сама себе, сколько бы раз она ни повторялась в рассуждении. Рассуждая о чем-нибудь, мы должны постоянно иметь в виду одно и то же.

Казалось бы, очень просто. Но этот закон нарушают наиболее часто. Самой распространенной ошибкой при этом является подмена понятий, вследствии чего возникают неправильные умозаключения (учетверение терминов) и доказательства (подмена тезиса). Об этом будет речь впереди, в частности в разделе, посвященном логическим ошибкам.

Символическое выражение закона: А = А.

2. Закон противоречия (его называют также и законом непротиворечия): два противоречащих друг другу суждения об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении и в одно и то же время, не могут быть одновременно истинными.

Символическое выражение этого закона: А & А.

3. Закон исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу суждений одно непременно истинно. А может быть либо Ь, либо Ь. Третьего не дано. Важный вопрос о том, можно ли средствами формальной логики передавать противоречия, мы рассмотрим далее в курсе.

Закон исключенного третьего применяется только:

К двум единичным противоречащим суждениям.

К двум суждениям, одно из которых общеутвердительное, а другое частно отрицательное:

К двум суждениям, одно из которых общеотрицательное, а другое частноутвердительное:

Символическое выражение закона исключенного третьего: AvA.

4. Закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы быть истинной, должна быть доказанной, т. е. должны существовать достаточные аргумен- ты в пользу ее истинности. Иными словами, относительно всякого утверждения мы имеем право требовать достаточных доказательств, в противном случае мы можем не принимать его в расчет. Данный закон уже выходит за рамки формально-логического закона, так как требует соотнесения мысли с действительностью. На этом основании некоторые авторы вообще не считают его логическим: «закон достаточного основания не есть логический закон, - писал один автор. - Он является скорее пережитком вольфианской метафизики XVIII века».

В качестве достаточного основания могут фигурировать: очевидные факты, факты, проверенные на опыте, законы и положения науки, подтвержденные практикой, аксиомы.

Символическое выражение закона достаточного основания: В -> А.


Формальная логика - наука о законах и формах мышления, сложившаяся ещё со времён (см.). Формальная (или элементарная) логика учит мыслить правильно, соблюдая однозначность мысли, непротиворечивость мысли, её определённость, доказательность, последовательность. Если мышление протекает внутренне противоречиво, нестройно, непоследовательно, то становятся невозможными никакие научные знания, никакие аргументированные рассуждения, направленные на решение тех или иных вопросов. ««Логической противоречивости»,- при условии, конечно, правильного логического мышления - не должно быть ни в экономическом ни в политическом анализе» .

Формальная логика выдвигает четыре основных закона мышления:

1) Мысль должна быть однозначной. Закон тождества учит тому, что надо уметь правильно отождествлять и различать вещи, что недопустима подмена одного понятия другим. В любом рассуждении, споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле.

2) Мысль должна протекать непротиворечиво. Логический закон противоречия запрещает в процессе рассуждений, анализа вопросов противоречить самому себе. Нужно отличать противоречия неправильного рассуждения от противоречий живой жизни, противоречий диалектических. Противоречия неправильного рассуждения недопустимы. Нельзя, например, о положении, которое признаётся верным, говорить в то же время как о неверном.

3) На один и тот же вопрос, правильно поставленный и правильно понятый, говорится в законе исключённого третьего, недопустимо отвечать неопределённо - ни «да», ни «нет»,- уклоняясь от всякой определённости мысли. После необходимого уточнения вопроса всегда надлежит дать определённый ответ. Из двух противоречащих суждений одно необходимо истинно, а другое ложно, и нет ничего третьего, или, иначе говоря, А есть или В или не В.

4) Мысль должна протекать последовательно (закон достаточного основания). Всякая мысль лишь тогда верна, когда она обоснована, когда она вытекает как следствие из другой правильной мысли, служащей ей в данном случае основанием. Поэтому мышление должно быть последовательным. А есть потому, что есть В, учит закон достаточного основания. Так, например, в беседе с первой американской рабочей делегацией на вопрос о возможности отмены монополии внешней торговли И. В. Сталин ответил: «Делегация, видимо, не имеет возражений против того, что пролетариат СССР отобрал у буржуазии и помещиков фабрики и заводы, землю и железные дороги, банки и шахты.

Но делегация, как мне кажется, несколько недоумевает по поводу того, что пролетариат не ограничился этим и пошёл дальше, отобрав у буржуазии политические права. Это, по-моему, не совсем логично или, вернее, совсем нелогично... Я думаю, что логика обязывает. Тот, кто думает о возможности возвращения буржуазии её политических прав, тот должен, если он хочет быть логичным, пойти дальше и поставить вопрос также о возвращении буржуазии фабрик и заводов, железных дорог и банков». Данный пример ярко показывает, что значит последовательность, логичность мысли. Как видно из приведённых четырёх логических законов мышления, формальная логика выдвигает как обязательные наиболее общие и элементарные закономерности мышления, наиболее общие правила последовательности и логичности мысли.

Устанавливая основные законы и правила мышления, формальная логика затем переходит к рассмотрению различных форм, в которых осуществляется процесс мышления. Понятие, суждение и умозаключение - таковы эти формы мышления, составляющие три основных раздела формальной логики. В разделе о понятии формальная логика устанавливает виды понятий, их взаимоотношения, логические способы образования понятий, соотношение между объёмом и содержанием понятий, раскрывает способы и правила определения и деления понятий. В разделе о суждениях формальная логика исследует состав суждения, основные виды суждения и т. д. В наиболее обширном своём разделе формальная логика даёт понятие об умозаключении, классифицирует виды и приёмы умозаключений, развивает учение о силлогизмах, о правилах силлогизма, о фигурах силлогизма, показывает значение и роль дедуктивных и индуктивных умозаключений в процессе познания и т. д. Наконец, формальная логика исследует способы и правила доказательства, раскрывает роль доказательства в процессе логического мышления.

Из рассмотрения содержания и задач формальной логики вытекает, что она является как бы грамматикой логического мышления. Подобно грамматике, которая устанавливает правила изменения слов, правила соединения слов в предложения и таким образом придаёт языку стройный, осмысленный характер, логика позволяет придать мышлению стройный, осмысленный характер. Общее в грамматике и логике то, что они, абстрагируясь от частного и конкретного, определяют общие правила и законы, дающие возможность правильно сочетать слова в предложения, изменять слова (грамматика), строить правильно свою мысль, умело сочетать понятия в суждения, суждения - в умозаключения и т. д. (логика).

Законы и правила формальной логики, будучи такими законами и правилами, без которых невозможен никакой познавательный процесс, являются всеобщими, общечеловеческими. Логические законы - объективные законы науки, отражающие явления объективного мира. Подобно языку они обслуживают мышление всех людей независимо от классовой принадлежности. Они не могут быть и не являются поэтому классовыми, как нет и не может быть классовой грамматики. В противном случае люди, принадлежащие к различным классам, не могли бы понимать друг друга. Законы и правила формальной логики - это законы и правила естественного процесса мышления. Вместе с тем различные теории об этих законах и правилах логического мышления могут давать и дают искажённое толкование законов мышления.

Так, идеалисты строят формальную логику как чисто формалистическую науку, оторванную от объективной действительности. Поэтому Ленин, говоря о необходимости изучения формальной логики, требовал внести в старую логику «поправки», т. е. освободить её от всяческих искажений и идеалистических наслоений. Формальная логика является «низшей математикой» мышления, раскрывающей простейшие связи и отношения вещей, и сама по себе она недостаточна для научного исследования. Могучим инструментом научного исследования является марксистский диалектический метод, раскрывающий наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. (О соотношении диалектики и формальной логики см.