Воздвижение честного креста господня праздник. История возникновения распятия

Из этой статьи вы узнаете:

Весь православный мир свято чтит реликвии христианского мира, которые не потеряли своего значения до сих пор, продолжая исцелять людей и творить настоящие чудеса. Туринская Плащаница, Терновый Венец, Риза Господня, Ясли Христовы… Их не так много, и тем значимее они для всех православных. Пополняет этот список Крест Господень, на котором был распят Христос. Ему посвящён торжественный и величественный православный праздник - Воздвижение Креста Господня 27 сентября: дата постоянная, в течение лет не меняющаяся.

Воздвижение 27 сентября: история праздника

В основе этого праздника лежат события, очень значимые для всего христианского мира. Откуда пошла эта традиция - отмечать Воздвижение Креста Господня: история праздника уходит своими корнями вглубь IV века.

  • Обретение Животворящего Креста Господня

Мать Константина, царица Елена , в 326 году вместе с епископом Макарием прибыла в Палестину с целью найти место погребения Христа. Были организованы раскопки, в результате которых была найдена и сама пещера, в которой находился Гроб Господень, и три креста. Нужно было как-то определить, какой из них является именно тем, на котором был распят Христос. Существует две легенды, как это сделали. Согласно первой, каждый из трёх найденных крестов прикладывали к больной женщине. После одного из таких прикосновений она благополучно исцелилась - и Крест был определён как Животворящий. Согласно второй легенде, от прикосновения именно к этому кресту воскрес умерший.

  • Воздвижение Креста Господня

Из Палестины царица Елена привезла в Константинополь частички Креста и гвозди. После этого император Константин начал масштабное строительство одного из самых величественных православных храмов, который включал в себя и Голгофу, и Гроб Господень. Строительство длилось почти 10 лет, и царица Елена не дожила до его окончания. Храм был окончательно достроен и освящён в 335 году , 13 сентября. А 14 сентября (по старому стилю), на следующий день, было решено праздновать Воздвижение Креста Господня.

  • Возвращение Животворящего Креста

Ещё одно историческое событие вспоминают в этот день все православные. В 629 году персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, разбив греческое войско, и увёз Животворящий Крест в Персию. Там он пробыл почти 14 лет, пока Хозроя не победил император Ираклий . Он и возвратил христианам их святыню. Когда Ираклий торжественно нёс Крест Господень в Храм, возведённый некогда императором Константином, он вдруг остановился и не мог сдвинуться с места. Тогда ему подсказали, что даже Христос, вознося Крест на Голгофу, был в униженном и оскорблённом виде. Император снял венец и порфиру, облачился в простые одежды и только тогда смог продолжить свой путь.

Такова история Воздвижение Креста Господня, отмечаемого ежегодно всем православным миром 27 сентября.

Значение Воздвижения Животворящего Креста

В чём значение Воздвижения, этого православного праздника, так чтимого повсеместно?

  • Крест - один из самых главных православных символов, который защищает всех нас от нечести и от скверны;
  • сила и власть этого символа - в великой жертве, которую принёс когда-то человечеству Христос своими крестными страданиями;
  • Крестом венчаются все православные храмы, Крест носят на своей груди все православные люди, Крестом благословляются все начинания;
  • Крестом сопровождаются все таинства православной церкви.

Трудно переоценить не только значение Креста Православного, но и самого праздника Крестовоздвижения. А ты носишь на своей груди этот символ христианской добродетели?

Традиции и обычаи на Воздвижение Креста Господня

Как и любой православный праздник, Воздвижение Креста Господня имеет свои традиции и обычаи, которые свято исполняются и православными людьми, и даже обычным народом, который порой считает себя далёким от церкви. Как же провести этот день? Что полагается делать на Воздвижение, а что нельзя?

  • Богослужение на Крестовоздвижение

Очень торжественное Богослужение на Воздвижение не оставит тебя равнодушной. Обязательно приложись ко Кресту, попроси у Господа прощения за всё, что ты натворила в этой жизни. Представь, как плохо, тяжело и больно было Христу, которого распинали, унижали и оскорбляли. Существует молитва Честному Животворящему Кресту, которая творит настоящие чудеса:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.»

Священники в этот день облачаются в торжественные фиолетовые одежды. Так что наряд для посещения храма на Воздвижение в этих тонах будет весьма кстати.

  • Воздвижение: традиционные блюда

Если ты в раздумьях, что приготовить на Воздвижение, имей в виду, что день этот - постный. Мало того: считалось, что тем, кто в этот день не есть ни яиц, ни мяса, ни молока, прощается сразу семь грехов. Так как к этому дню была приурочена уборка капусты, то и вечером принято угощать всех капустными блюдами.

  • Что делать на Воздвижение?

На Воздвижение было принято заниматься уборкой и заготовкой капусты на зиму. Устраивались капустные вечеринки с песнями, играми и посиделками.

  • Что нельзя делать на Воздвижение?

По народным поверьям, в этот день не стоит начинать каких-то серьёзных, ответственных дел, так как благополучного завершения они не получат. Нельзя ходить и в лес на Воздвижение, так как в этот день особо опасными считались медведи и змеи.

Вот такой праздник отмечают все православные 27 сентября - Воздвижение Животворящего Креста Господня, двунадесятый непреходящий праздник, всегда отмечаемый в один и тот же день.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы - места Распятия Иисуса Христа.

Воздвижение Креста Господня — есть прославление Креста Христова. Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории. Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года.

История обретения Креста

Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи - а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Константин Великий — первый христианский император

Это произошло во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306 — 337) , который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт , по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Святая царица Елена

Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Большинство первых христиан - тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, — были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру ).

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня - то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

Могильная пещера на Голгофе, на территории Храма Гроба Господня
Место обретения Креста Господня

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа — обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов - Христов.

Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший - его проносили мимо для погребения. Отсюда и название - Животворящий Крест.

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда - Воздвижение ), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, - чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.


Храм Гроба Господня

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня . Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет - сроки, рекордные даже для нашего времени, - и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.

Установление праздника

В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей , одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения.

Возвращение Креста


Битва императора Ираклия с персами. Казнь персидского царя Хосроя

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 года . Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.

С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим » так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) «воскресением». Есть даже традиция служить в этот день пасхальным чином в тех храмах, где этот праздник престольный.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Чин воздвижения Креста

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста . Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Значение праздника

Праздник Воздвижения имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня, что явится как бы «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою » (Матф.24:30).

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных! »

Закон Божий. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня

“Кресту Твоему…” Православный солдатский хор при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2016/09/Krestu_Tvoemu3.mp3

Тропарь Воздвижению Креста. Мужской хор Минской Духовной Семинарии

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2016/09/Tropar.mp3

Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Слова «благоверным царем» содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе, которое видел царь Константин Великий и его воины. В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее «царем,» без имени, но в Российской империи стали петь «благочестивому императору нашему (имя)». Этому примеру затем последовали некоторые другие славянские государства. В связи с прекращением христианской государственности выявились разные подходы к смыслу тропаря, что вызвало различные перемены.

Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Воздвижение Креста Господня связано с прекращением гонений на христиан, когда появился римский император Константин. Накануне очень важной битвы Константин увидел на небе знамение креста с надписью «Сим побеждай» (по-гречески: НИКА). Ночью к нему явился сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что с крестом он сможет одолеть врага. Христос посоветовал сделать знамя с изображением святого Креста.

Константин сделал, как ему было предложено и сумел разгромить врага. После этого он объявил веру Христову главной. Своей матери, царице Елене, он поручил найти место, где был распят Иисус и зарыт Крест. На этом месте они хотели построить Храм. Царица Елена приложила много усилий для того, чтобы отыскать нужное место. Когда же ей это удалось, после длительных раскопок на свет явилось сразу три креста. По совету епископа они стали подносить каждый крест к тяжелобольной женщине. От двух крестов ничего не изменилось. Когда же поднесли третий крест, женщина мгновенно исцелилась. Таким образом узнали Крест Господень.

С Воздвижением я вас поздравляю,
Пускай Господь вам освещает путь.
Пусть Крест Его от бед всегда спасает,
И не дает куда-то не туда свернуть.

Пускай в душе всегда горит Надежда,
Пусть Вера Вас хранит и окрыляет.
А жизнь пусть будет вечно безмятежной,
Любовь родных и близких сил вам прибавляет.

С Воздвиженьем Креста Господня!
Пусть будет божья благодать
Всегда - и завтра, и сегодня
Тебя везде сопровождать!

И пусть Господь оберегает
Судьбу от горестей и бед,
И ярче солнца засияет
Любви, надежды, веры свет!

Поздравляю с великим праздником света и радости души - с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть этот день подарит благодать в семью и здравие, милосердие души и доброту сердца, свет и радость, счастье и мир.

Животворящего Креста Господня
Святое Воздвижение сегодня.
Нам Божий Крест всегда по жизни помогает,
От бед и от болезней нас спасает!

С Воздвижением вас я поздравляю,
От всей души спасенья вам желаю.
С любовью к Богу на земле живите,
Не сейте зла, а лишь добро творите!

Воздвиженье Креста Господня
Мы вместе празднуем сегодня!
Пусть защищает вас Всевышний
От бед, забот, тревоги лишней!

Пусть вера в сердце огонечком
Горит всегда - и днем, и ночью,
Любите ближних и цените.
И добродетельно живите!

Животворящий Крест Господень
Благослословенье нам несет.
Кто верует, тот и свободен,
Его Господь всегда спасет.

Тебе желаю силы духа
Сегодня, в праздник, в день любой,
И веры не для показухи,
Пусть будет Бог всегда с тобой!

Тебя сердечно поздравляю я сегодня,
Ведь отмечает православный люд
Воздвиженье Креста Господня,
Звон колокольный слышен, ангелы поют.

Пускай в твоем сердечке вечно
Царят покой, надежда и любовь.
Пусть будет вера бесконечной,
И расцветает радость вновь и вновь.

Воздвиженье Животворящего Креста Господня
Мы отмечаем православною семьей сегодня!
Желаем вам здоровья, радости и сил,
Чтоб каждый день улыбки приносил.

Желаем Божьего чудесного спасенья,
Желаем принимать лишь верные решенья.
Желаем, безусловно, не грешить,
В любви и счастье только жить.

Поздравляю с воздвижением Креста,
Желаю много счастья и здоровья,
Душа пусть, как роса, будет чиста,
Пусть сердце наполняется любовью!

Пускай Господь пошлет благословение,
Тебя от всех печалей пусть хранит!
Пускай тебе сопутствует везение,
А в жизни только мир всегда царит!

Сегодня праздник, Воздвижение креста,
Пусть он наполнит жизнь добром и благом,
Молитву небу вознесут уста,
Родные люди будут вечно рядом.

Иисус за нас все беды перенес
И жизнь свою отдать не побоялся,
Так пусть тебя всю жизнь хранит Христос,
Ты только лишь молись, люби и кайся!

Вас с Воздвижением поздравить
От души сейчас хочу.
Пусть Господь всегда поможет,
Все пусть будет по плечу.

Не теряйте веры в сердце,
Ведь она всегда спасет.
Искренняя пусть молитва
Облегчение принесет.

Попросите в праздник славный
Избавления от бед,
И услышите душою
Вы на свой вопрос ответ.

Поздравлений: 24 в стихах, 7 в прозе.

Воздвижение Креста Господня – великий двунадесятый праздник, отмечается .

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. Точная дата обретения св. Креста неизвестна.

Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Другая версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V века, относит это событие не к IV, а к III веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270).
3-я версия, также, видимо, возникшая в V веке в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Установление праздника Воздвижения связано с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII века, священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.
Уже в кон. IV века праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы в конце IV века Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение 8 дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей.
В V веке, по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения».
Первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня. Начиная с VI века Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Александр Монах писал, что – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора.
К VII веку тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться. Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.
В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в греческих Православных Церквах в XII–XIII вв., у южных славян – с кон. XIII–XIV в., в Руссской Церкви с кон. XIV–XV в., в Грузинской Церкви – в XIII–XV вв., начиная с его наиболее ранних сохранившихся редакций и вплоть до Типикона, используемого ныне в Русской Церкви, устав праздника Воздвижения и окружающих его дней в целом один и тот же.
Праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название этого праздника. В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".
К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".
С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.
К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли. Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца", «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой» - говорит русская пословица.
В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
07.03.2019 -
08.03.2019 -
09.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |