Функции политических партий в обществе и государстве. Функции политических партий в современных обществах

  • политическое представительство социальных интересов;
  • социальная интеграция - согласование социальных интересов через взаимодействие политических партий;
  • разработка идеологии, политических доктрин и программ;
  • борьба за обладание государственной властью и участие в ее осуществлении;
  • участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата;
  • участие в разработке, формировании и осуществлении политического курса государства;
  • политическая социализация - содействие усвоению индивидом определенной системы политических знаний, норм и ценностей, привлечению его к политической системы;
  • формирование общественного мнения;
  • политическое рекрутирование, то есть привлечение на сторону партии как можно более широких слоев населения как ее членов, сторонников и избирателей;
  • подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, партии, общественных организаций.

    Сказанное о политических партиях, их место и роль в политической системе, обществе в целом касается главным образом теоретической модели, идеала партии. В действительности оценка политических партий не может быть однозначно положительной. Давно замечено, что им присущи и существенные отрицательные черты; они могут оказать деструктивное влияние на общество.

    К отрицательным чертам политической партии принадлежит, по определению одного из основателей теории политических партий - партології - Г. Михельса, тенденция к олигархизации ее структуры и деятельности. Эта тенденция вытекает из самой природы политики - единства и борьбы общих и частичных интересов. Суть ее заключается в том, что в партии, как и в любой другой крупной организации, власть постепенно сосредоточивается в руках руководителей, образуется разрыв и противопоставление интересов руководителей и рядовых членов, происходит сосредоточение усилий на реализации промежуточных, а не конечных целей. «Признание организации, - писал Г. Михельс, - это всегда проявление тенденции к олигархизации. Сущность любой организации (партии, профсоюзы и т.д.) содержит глубоко аристократические черты. Организационная машина, которая создает массивные структуры, вызывает в организованных массах серьезное изменение. Отношение вождя к массам она превращает в свою противоположность. Организация завершает окончательный разделение любой партии или профсоюзы на руководящую меньшинство и управляемую большинство».

    Правомерность начатого Г. Міхельсом еще в 1911 г. критического отношения к политических партий в дальнейшем нашла свое широкое практическое подтверждение. И не только по противопоставление интересов руководителей и рядовых членов. В XX в. резко обострилась межпартийная борьба, на историческую арену вступили партии экстремистского толка - коммунистические, фашистские, которые в борьбе за власть и в процессе ее осуществления сделали ставку на насилие. В результате сложилось критическое отношение к самому феномену политической партии во многих политологов и политиков. Не без оснований получило распространение мнение, что партии искажают волю народа, разъединяют и противопоставляют различные его части, узурпируют власть и отчуждают рядовых граждан от политической жизни, стимулируют жажду власти, способствуют коррупции. Некоторые политологи единственно приемлемым типом политической партии стали считать деструктуровані и децентрализованные общности, которые бы возникали в процессе самоорганизации граждан и функционировали как центры дискуссий и прямой демократии.

    Однако очевидно, что такие организации были бы неспособны в серьезной конкурентной борьбе завоевывать и эффективно осуществлять государственную власть. Общество не может обойтись без политических партий, потому что они являются выразителями объективно существующих многообразных социальных интересов, уравновешивают эти интересы в борьбе за государственную власть. С помощью политических партий гражданское общество решает ряд важных вопросов своего существования: делегирует до властных структур своих представителей, осуществляет выбор между различными концепциями общественного развития, контролирует деятельность высших государственных органов. Без опоры на партии невозможна работа парламента.

    Партии является необходимым элементом демократической политической системы. Политический режим без партий увековечивает господства традиционных элит, сформированных по признакам происхождения, знатности, богатства. Такой режим делает выборы формальными и навязывает народу чужих ему руководителей. Исторический опыт показывает, что если обществом не управляют политические партии, то им управляют кланы. Конкретизации общего представления о политических партиях, об их достоинства и недостатки, место и роль в политической системе способствует типология политических партий.

  • Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

    Представительство социальных интересов;

    Выработка программных установок, политической линии партии;

    Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

    Участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

    Подготовка и выдвижение кадров.

    В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

    Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

    Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.

    Последние десятилетия принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.


    Данная концепция отражает объективные перемены в жизни общества, однако термин "партия для всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.

    Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок , социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.

    Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.

    Идеологические (или мировоззренческие, доктринальные) партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.

    Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается, однако, существование в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическому закостенению партии.

    Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.

    Идеологическая функция политической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.

    Функция осуществления власти политической партией включает в себя:

    Участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;

    Парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;

    Участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;

    Политическое рекрутирование и др.

    В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората .

    В результате изменений в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.

    Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют парламентские фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).

    В странах Запада действует принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.

    Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

    Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.

    Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.

    Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.

    Успех деятельности любой политической партии в обществе зависит от множества факторов. Среди них необходимо отметить такие, как форма правления (президентская или парламентская республика) и тип национально-территориального устройства государства (унитарное или федеративное), в рамках которого она функционирует, специфика электорального законодательства, режим правления и т.д. Все это оказывает влияние на программу, предвыборную активность, повседневную деятельность партий после подведения итогов выборов.

    Наиболее наглядно природа политической партии проявляется через ее функции:

    1) Борьба за власть (мирное перераспределение власти между различными общественными силами позволяет избежать социальных потрясений при изменении баланса политических сил). Победа на выборах позволяет сформировать правительство и начать реализацию представляемых интересов через государственную политику.

    2) Социальное представительство. Каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представлять различные социальные группы, так как успех на выборах может быть обеспечен только той партии, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

    3) Социальная интеграция. Достижение согласия с существующим строем, социального конформизма, примирения интересов конфликтующих социальных групп.

    4) Политическая социализация граждан. Включение человека в мир политики через формирование ценностных ориентаций, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности, формирование общественного мнения в целях обеспечения идеологической поддержки партии и дискредитации ее политических противников.

    5) Политическое рекрутирование, формирование правящей элиты. Подготовка и выдвижение кадров и координация их работы в органах государственной власти, общественных организациях и движениях.

    6) Разработка и осуществление политического курса (необходимо сформулировать разногласия с другими политическими силами по основным вопросам общественного развития).

    Для того чтобы эффективно реализовывать эти функции, политическим партиям необходимы материальные средства. Источники финансирования политических партий можно объединить в следующие три группы:

    Собственные партийные средства. Они формируются за счет вступительных и членских взносов, отчислений от жалования руководящих членов партии, доходов от имущества и предпринимательской деятельности. Здесь бывают некоторые ограничения. Так, например, в Словакии политическим партиям запрещено иметь собственность за рубежом, в Египте и Эфиопии – заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, эта сторона деятельности политических партий может привести к тому, что занимаясь предпринимательской деятельностью, партии сращиваются с финансово-промышленным капиталом.

    Частное финансирование. К нему относятся добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Большинство демократических государств законодательно ограничивают или вовсе запрещают финансовую поддержку политических партий со стороны благотворительных и религиозных организаций, государственных предприятий, анонимных спонсоров, из-за рубежа. Так, в США, Израиле запрещено принимать помощь от частных юридических лиц (обществ, организаций, фирм и т.п.). Иногда законодательно определяется и сумма пожертвований, и конкретная деятельность для финансирования.

    Государственное финансирование. Государство оказывает прямую финансовую поддержку тем партиям, которые прошли избирательный порог. Существует практика распределения финансов в зависимости от числа голосов, полученных партией на выборах (ФРГ, Швеция). В Дании, Финляндии, Италии суммы финансовой помощи определяются количеством полученных депутатских мандатов. Кроме того, имеет место также косвенная государственная поддержка политических партий. Партиям предоставляют бесплатное эфирное время, места для публикаций и заявлений в СМИ и т.п.

    Руководство политической партии должно публиковать отчеты об источниках финансовых поступлений, расходовании средств, имуществе партии. Почти во всех странах предусмотрены ограничения расходов на организацию предвыборной кампании.

    Ответ:

    1) выявление и обобщение разнообразных социальных интересов,

    2) разработка варианта политики (политического курса),

    3) выдвиже­ние кандидатов на выборах,
    4) представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти;
    5) осуществление связи гражданского общества с государством;

    6) пополнение рядов своих сторонников;
    7) приобщение граждан к политике (политическая социализация), воспитание профессиональных политиков.

    С 26. Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

    Ответ:

    1) Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальных интересов.

    2)Политические партии разрабатывают альтернативные варианты политики (политического курса).

    Политические партии выдвигают кандидатов на выборах

    4)Политические партии осуществляют представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти.

    С26. Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.

    Ответ:

    Имеется значительное количество политических партий и движений (например «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и др.); депутаты Государственной Думы избираются по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции; периодически проходят встречи президента РФ, членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

    С 26. Проиллюстрируйте тремя примерами плюралистический характер политической системы России.

    Ответ:

    1) выдвижение на выборах в органы власти в центре и на местах разных кандидатов;

    2) существование в стране средств массовой информации, отстаивающих различные политические взгляды;

    3) существование в стране многопартийной системы, партий, имеющих идеологические различия в своих программах;

    4) в нижней палате парламента образуются и действуют различные фракции

    С 27. В Японии до 1993 г. неизменно правившая Либерально – демократическая партия постоянно опережала вдвое или более того вторую по значимости партию (Социалистическую), которая получала порядка 20% голосов. Из-за того, что прочие партии представленные в парламенте, имели очень мало общего с социалистами, либеральные демократы не встречали трудностей в организации работы кабинета министров и утверждении своих законопроектов. Можно ли констатировать, что в Японии существовала однопартийная система? Если нет, то как бы вы охарактеризовали эту систему? Свою позицию аргументируйте.



    Ответ:

    Констатировать, что в Японии существовала однопартийная система нельзя. В этой стране множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества, что полностью не соответствует сущности однопартийной системы, отличающейся функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов. Партийную систему в Японии можно охарактеризовать как «атипичную» многопартийную или квазимногопартийную.

    С26. Укажите три отличия политических движений от политических партий.

    Ответ:

    Ø политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении;

    Ø политические движения в большей степени приближены к обыденной жизни людей;

    Ø у движений более широкая, аморфная, пестрая, социальная база, чем у политической партии;

    Ø необязательность полного идеологического единения участников движения, в отличие от политической партии; политические движения не имею строгой иерархии, то есть четкого распределения функций между центром и периферией в них не обнаруживается и др.

    Выборы

    С26. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.

    Ответ:

    1)уровень дохода и образования избирателя;

    2)влияния социальной среды и окружения;

    3)позиция средств массовой информации, которые ему доступны;

    4)национальные, религиозные, культурные факторы.

    С 26. Во многих государствах введен возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.



    Ответ:

    1. возрастной ценз не противоречит ценностями демократического общества;

    2. :-возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е, принцип равноправия не нарушается;

    Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни общества;

    Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

    Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи.

    С26. Назовите три способа политического участия граждан и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером

    Ответ:

    1. Участие в выборах (пример: гражданин может участвовать в выборах в качестве избирателя, используя свое активное избирательное право, гражданин может избираться в органы власти, на выборные должности в качестве кандидата);

    2. обращение с предложениями в органы власти (пример: гражданин может принять участие в обсуждении новых законодательных инициатив, направив свои предложения парламентариям, может обратиться с письмом или предложением в правительство);

    3. членство в политических организациях (пример: гражданин может быть членом политической партии, может входить в общественные движения или политические клубы)

    С26. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выбор. Некоторые страны вводят специальные санкции (например: штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

    Ответ:

    1)Низкая активность может быть связана с политической стабильностью.

    2)Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям.

    3)Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

    4) Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему.

    С 7. Общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора .

    Ответ:

    1)важным условием развития демократии являются выборы в органы власти. От активного участия граждан в избирательном процессе зависит то, насколько полно избранные депутаты будут отражать интересы общества;

    2)активность граждан, их участие в общественных объединениях позволяют создать контроль за властью, уберечь общество от личного своеволия, деспотизма политиков, пришедших во власти;

    3)активность граждан есть условие, обеспечивающее самостоятельность в вопросах местного самоуправления.

    С27. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведи­те два аргумента .

    Ответ:

    1) выборы осуществлялись по мажоритарной системе относи­тельного большинства ;

    2) два аргумента: 1) выборы по избирательным округам относятся к мажори­тарной избирательной системе;

    2) при мажоритарной системе относительного большинства победу может одержать кандидат, завоевавший менее половины голосов избирателей, но больше, чем каждый из его со­перников. Могут быть приведены другие аргументы.

    С 27. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Приведите два аргумента .

    Ответ:

    1) Дан правильный ответ: указано, что кандидат победил на выборах, т.е. его можно поздравить с избранием;

    2) приведены следующие аргументы:

    Сказано, что победил в одномандатном округе;

    Выборы осуществлялись по мажоритарной системе, системе относительного большинства.

    С 27. В государстве Н. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: «Победитель получает все». Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей. К какому типу можно отнести избирательную систему государства Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите достоинства и недостатки избирательной системы данного типа.

    Ответ:

    Тип избирательной системы государства Н.: мажоритарная система (абсолютного большинства).

    Отличительный признак при мажоритарной системе (один депутат – один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50% + 1 голос.

    С 27. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

    Ответ:

    1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями

    2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе

    3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс

    С 27. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

    Ответ

    1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

    2) приведены правила, например:

    Все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

    Одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

    Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

    С 27. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования в этой области.

    Ответ:

    1) положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям;

    2) многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали;

    3) кандидаты не учли интересы избирателей;

    4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

    С 7. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

    Ответ:

    1) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;

    2) у людей этой страны преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются

    общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;

    3) на политической арене данной страны нет ярких политических личностей, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включенность в политическую жизнь;

    видят тех сил на политической арене, которые помогут им улучшить свое положение.

    Место и роль партий в политической системе во многом определяется их функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политических партий, их назначение в обществе.

    К числу наиболее общих функций политиче­ских партий относятся:

    Представительство социальных интересов;

    Выработка программных установок, политической ли­нии партии;

    Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

    Участие в борьбе за власть и ее осуществление,

    Подготовка и выдвижение кадров.

    Социальная функция политических партий связана с пред­ставительством интересовклассов, социальных групп и слоев. Будучи посредником между гражданским обществом и государством, партия призвана обеспечить артикуляцию, публичное выражение, формулирование интересов различных групп, их агрегирование, выделение наиболее социально значимых требований и представление их на политическую повестку дня. Социальная функция предполагает также интеграцию и мобилизацию членов группы, их объединение и организацию вокруг общих целей.

    Изменения в социальной структуре общества за последние десятилетия обусловили усиление неустойчивости и неопределенности социальной базы политических партий, ослабление партийной индентификации избирателей. Однако, несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они прежде всего ориентируются, так и с точки зрения идейно-политической ориентации.

    Идеологическая функция политических партий связана с выработкой программных установок, политического курса, стратегии и тактики партий. Партия, как правило, имеет дол­говременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Идеология выступает в качестве теоретической основы деятельности партии, руководства к действию.

    Степень приверженности партий идеологии может быть разной. Выделяют идеологический и прагматический стили деятельности партии. Мировоззренческие (идеологические, доктринальные) партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину, отстаивают соответствующие идеалы и ценности, стремятся претворить их в жизнь. Прагматические партии ориентиро­ваны на практическую целесообразность действий, на решение конкретных задач и не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам.

    Партии стремятся не только к развитию и обновлению своих политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Любая партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии. Составной частью идеологической функции является политическая пропаганда и агитация. Публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, на митингах и собраниях способствуют формированию общественного мнения по актуальным вопросам общественной жизни и политики.

    Воспитательная функция политической партии предпо­лагает политическое просвещение и образование своих членов и сторонников, воспитание их в духе опреде­ленных ценностей и традиций, приобщение к политической жизни. Участвуя в партийной работе и различных мероприятиях партии, граждане получают общественно-политическую информацию, усваивают политические нормы и ценности, приобретают опыт и навыки политической деятельности. Тем самым партии способствуют политической социализации личности.

    Важнейшей задачей политической партии является борьба за завоевание и использование государственной власти в интересах поддерживающих ее групп населения, т.е. политическая функция. Данная функция включает в себя:

    Участие в подготовке и проведении выборов в орга­ны государственной власти и управления;

    Парламентскую деятельность партии;

    Участие в процессе подготовки и принятия государ­ственными органами политических решений;

    В демократическом обществе политиче­ские партии выступают как важный, а порой и главный субъект избирательного процесса. Выборы являются основной ареной соперничества партий, легитимным способом достижения власти. Организация и проведение избирательной кампании требует от партии знания основ политического маркетинга, владения избирательными технологиями. Участие в выборах позволяет партиям заявить о себе как политической силе, использовать возможности избирательной кампании для разъяснения своих идей и программных целей и, самое главное, – провести кандидатов от партии в органы государственной власти.

    Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют в представительных учреждениях свои партийные фракции. Фракции участвуют в составлении повестки дня, направляют ход прений и дебатов, вносят на рассмотрение парламента различные предложе­ния, выступают с запросами прави­тельству, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парла­ментских фракций от разных партий формируются руко­водящие и рабочие органы парламента (комиссии, коми­теты, бюро и т.п.).

    В странах Запада действует, как правило, принцип автономии пар­тийных фракций в парламенте, в со­ответствии с которым фракции непосредственно не под­чиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные про­граммы и установки, сообразуясь с конкретными усло­виями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и вводят санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фрак­ции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать определенным образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосова­ния"). Такая достаточно жесткая модель отношений внутри фракции и строгая партийная дисциплина характерны для парламентариев Великобритании, Канады, Австралии и др. Американская модель отношений депутатов внутри фракции отличается большей свободой действий и слабой партийной дисциплиной.

    Правящая партия осуществляет власть не только посредством инициирующей роли в парламенте, но и путем воздействия на формирование и работу правительства и других исполнительных органов. Политические партии осуществляют подбор и расстановку управленческих кадров, участвуют в формировании правящей элиты, т.е. выполняют функцию политического рекрутирования. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

    Анализ функций политических партий позволяет сделать вывод, что в демократическом обществе партии выступают в роли посредника между гражданским обществом и государством. С одной стороны, они представляют в органах власти интересы различных групп населения, с другой – разъясняют (или критикуют, если это оппозиционная партия) правительственную политику. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии являются связующим звеном между органами государственной власти и гражданами.

    Современный этап общественного развития характеризуется значительным обновлением, реформированием партий. В развитии политических партий обозначились такие тенденции, как размывание социальной базы, утрата ими социальной идентичности; «эрозия» поддержки партий; постепенная деидеологизация партий, нарастание прагматизма в их деятельности; децентрализация, ослабление партийной дисциплины; переход отдельных функций партий к СМИ и другим институтам. В связи с этим некоторые исследователи заявили о кризисе партии как политического института, потере ею своей роли и влияния в обществе и даже о «конце партий» (Д. Бродер, Дж.Барбер и др.).

    Однако эти утверждения не получили широкой поддержки в научной литературе. В условиях перехода к постиндустриальному обществу функциональные и организационные характеристики классических партий действительно претерпевают существенные изменения, формируется новое поколение «постмодернистских» партий (универсальные, картельные, медиа-партии, партии-движения и т.п.). Но, несмотря на некоторое видоизменение партий и партийных систем, партийное правление остается доминирующей институциональной формой современной демократии.