Развитие навыков критического мышления. Развитие навыков критического мышления в процессе работы с текстом

Развитие навыков критического мышления

на уроках химии и биологии

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами.

2 слайд. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

3 слайд. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика.

4 слайд . Критический мыслитель:

    Формирует собственное мнение;

    Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;

    Решает проблемы;

    Аргументировано спорит;

    Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;

    Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

5 слайд. В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.

6 слайд. 1 стадия – Вызов . На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепочки, разбивку на кластеры и т.д.

Обучаемый активно участвует в вызове того, что он уже знает по данной тематике. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую начнут разбирать, во всех подробностях. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые. Это очень важно. Т.к. знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления, можно заложить самые широкие основы для того чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации.

Учение – активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто учащиеся пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят. Тогда как обучаемые просто сидят, или думают о чем–то своем. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.

Задачами 1стадии являются:

    самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

    самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

    на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”.

7 слайд . 2 стадия – Осмысление новой информации . Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.

Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватель оказывает наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Существуют стратегии преподавания, которые все время поддерживают высокий уровень активности учащихся.

Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова – это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. Т.е. учащиеся соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным.

8 слайд. 3 стадия – Рефлексия . Происходит осмысление информации, полученной на 2 стадии.

Задачи фазы рефлексии:

    Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

    Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии рефлексии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформулирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.

Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.

9 слайд. Роль учителя в технологии развития КМ:

    Направляет усилия учеников в определенное русло;

    Сталкивает различные суждения;

    Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

    Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

    Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

10 слайд . Формы и средства развития КМ:

    Сбор данных;

    Анализ текстов;

    Сопоставление альтернативных точек зрения;

    Коллективное обсуждение;

    Разные виды групповой и парной работы;

    Дебаты;

    Дискуссии;

Используемые приёмы на уроках:

11 слайд. 1 стадия – Вызов

Учитель объявляет тему урока. И перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете об этом? Что хотите узнать? Почему вам это нужно знать?

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того как учащиеся записали все, они делятся своими знаниями, а учитель записывает их идеи на листе бумаги или на доске и задает время от время вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение.

Прием “Ассоциация”

О чем может пойти речь на уроке?

Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.

На доске написаны верные и неверные высказывания. Ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное, и знак “-” там где по их мнению оно не верно.

Интересный приём таблица «ЗХУ» например при изучении темы «Стебель, его строение и значение». Для начала спрашиваю, что дети знают по теме урока. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы. В колонку «Хочу узнать»предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Далее предлагаю сравнить, что знали раньше, с информацией полученной из текста.

12 слайд . 2 СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;

V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста

Этот прием применяют на уроке, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся дневники, состоящие из двух частей. В первой части ведется конспект излагаемого материала. Очень важно во время объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно и во время лекции читаемой учителем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. В этом случае, возможно, оговорить заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать ученик при чтении.

Двухчастные дневники дают возможность ученику тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность

Слайд 14 Приём “Ромашка Блума”

Структура вопросов:

I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.) Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …) Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

III тип – практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать химические явления?», «Как бы вы поступили, если ваш друг на катке сломал ногу?»

IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять. (Например: Каково Ваше отношение к данной теме?) Эти вопросы направлены на выяснение критериев, оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

V тип – творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом).

VI тип – интерпретационные вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» Они направлены на установление причинно-следственных связей. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей).

Работая с более старшим возрастом, можно дать такое задание: «Перед тем, как читать текст о …, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

Сегодня на уроке биологии в 8 классе вы сможете наблюдать использование приёма «Рыбная кость» или «Фишбоун». Слайд 15

Составляется схема похожая на рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние кости. На верхних костях ученики должны отметить признаки возникновения этой проблемы, на нижних вписать причины появления этих признаков. В «хвосте» меры профилактики.

Сегодня на уроке химии в 10 классе по теме «Смещение химического равновесия», на этапе осмысления будет использован метод «Исследовательская беседа».

Слайд 16. Исследовательская беседа – это метод, связанный с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, где к аждый участник предлагает контекстуально уместную информацию; идеи каждого участника расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию; участники задают друг другу вопросы, спрашивают и обосновывают то, что сказано, и подобное обоснование является основой беседы. Участники группы стремятся достичь согласованности (хотя важен не факт достижения согласованности, а стремление к нему).

Слайд 17 . Алгоритм проведения исследовательской беседы на уроке:

    Поставить проблему (ключевой вопрос)

    Перевести проблему в задачу

    Выдвинуть гипотезу

    Наметить цель исследования

    Выбрать методы продвижения к цели

    Составить план деятельности по достижению цели

    Составление выводов.

    Анализ выводов и обобщения

Слайд 18. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

На этой стадии решается одна, но очень важная задача:

Корректировка и систематизация знаний.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка). Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Разбивку на кластеры часто используют как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

3. По мере того, как возникают идеи, необходимо устанавливать связи между ними.

Слайд 19. Прием “Синквейн”

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквейнами.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Учитель просит учащихся ответить на два вопроса:

Что они узнали по пройденной теме?

Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

Приём “Ключевые слова”

На основе данных слов составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова.

Приём “Взаимообучение”

Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя-роль, которая требует от них выполнения пяти определённых действий:

1) “учитель” суммирует содержание абзаца;

2) он придумывает вопрос к тексту и просит других учащихся на него ответить;

3) “учитель” растолковывает то, что для других осталось неясным;

4) он даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют для учителя новизны. Вместо «вызова» более привычно для учителя – актуализация знаний. А «осмысление» - это изучение нового материала. Рефлексия в традиционном уроке – это первичное закрепление материала и итоги урока.

Что же принципиально нового несёт в себе технология развития критического мышления? Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя - в основном координирующая. Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности ученика.

Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.

Плюсы в технологии КМ:

1.Учащиеся учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы.

2. Принимать продуманные решения.

3. Технология даёт учащимся возможность размышлять.

4. Способствует активности учащихся в учебном процессе.

5. Учатся работать в группах и парах.

6. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.

7.Формируются коммуникативные навыки.

8. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.

9. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.

10. Сами могут себя оценить и проверить.

11. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

12. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.

13. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.

14. Психологически комфортная среда на уроках.

15. Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары. .

16. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть оракулом, разрушается барьер между ними.

Теоретически всё просто, а на практике существуют определённые трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, потому, что нет готовых методических разработок, не на каждом уроке можно применить данную технологию, и пожалуй, самое главное – это катастрофическая нехватка времени на уроке.

А польза технологии очевидна. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен в изучении предмета и легче адаптируется в жизни.

Всесторонне развитого человека невозможно представить без критического мышления – элемента, позволяющего ему сформировать свой взгляд на вещи и не зависеть от чужого мнения. Оно способствует личностному росту и подталкивает человека к развитию. Анализ ситуации и выбор пути решения – способность личности, без которой невозможно иметь свое мнение. Как развить критическое мышление?

Чтобы научиться критически мыслить, необходимо все время тренироваться. Начинать развиваться можно в любом возрасте. Тренируя мышление, человек способен выйти на новый уровень развития и приблизиться к реализации целей.

Тренировать мышление и следовать по намеченному пути не так просто, как кажется. Но определив жизненные задачи и разработав с помощью критического мышления план их выполнения, человек способен достичь успеха.

Как начинать развивать мышление

Для тренировок мышления нужно выделить время, которое обычно человек тратит впустую. Для этого необходимо проанализировать распорядок дня. Для развития мышления может быть использовано время, которое раньше тратилось на:

  • просмотр телевизора;
  • компьютерные игры;
  • социальные сети.

Первым шагом к выработки критического мышления является ежедневное проведение анализа. Под конец дня необходимо взвесить и изучить совершенные за день достижения. Требуется учитывать и количество промахов. Анализ должен заключаться в выявлении действий, во время выполнения которых были допущены ошибки. Выявив недостатки за прошедший день, следует подумать, как их можно устранить. Под конец необходимо сделать вывод, приблизило ли произошедшее к поставленной цели или отдалило от нее. На основе этих простых действий разовьется мышление, перерастающее впоследствии в критическое. Можно вести записи для выявления повторяющихся действий.

Необходимо решать по 1 задаче в день. Спеша на работу, по дороге нужно наметить какую-то главную проблему и постараться решить ее в течение дня. Человек должен стремиться получить как можно больше информации, способствующей решению соответствующей задачи. Для решения проблемы нужно проанализировать различные варианты и выбрать лучший. Определив план действий, нужно придерживаться стратегии. Если в ходе решения задачи обстоятельства изменятся, необходимо оперативно вносить изменения в план. В процессе решения задач следует развивать интеллект, внимательность, логику.

Развитие навыков критического мышления

К навыкам мышления следует подходить критически. Стоит пересмотреть их, если они приводят к нежелательным последствиям. Нужно стараться мыслить позитивно и не допускать негативных мыслей. Для , человек должен научиться:

Решив развить критическое мышление, человек должен провести черту между выводами и наблюдением. Нельзя рассуждать, не проверив сведения. Только владея точной информацией, можно делать выводы. При этом во время тренировок следует следить за тем, чтобы не исчезло чувство юмора. Способность подшучивать над собой и видеть юмор в ситуациях помогает сохранению ясного ума и ненавязчиво выражению своего мнения по поводу проблемы. Но следует проявлять осторожность, если смех используется в качестве психологической защиты.

Навыки, способствующие самосовершенствованию

Чтобы научиться мыслить критически, человеку должно быть дело до всего. В жизни есть много неизученных вещей. Любопытство развивает ум. Благодаря любознательности происходят открытия, случаются приключения. Развивший способность интересоваться происходящим не только выработает критический склад ума, но и сделает свою жизнь насыщеннее и разнообразнее.

У каждого обитателя современного мира должно быть выработано объективное восприятие информации. Нельзя всецело доверять всему тому, о чем говорят в СМИ, телевизионной рекламе. Необходимо трезво смотреть на реальность и проверять информацию, вызывающую недоверие. Правда устанавливается в ходе мышления, а не под воздействием общественного мнения. Не все предполагаемое является истиной. Необходимо научиться сопротивляться бурным эмоциям. При их проявлении, у человека может затмеваться разум.

Выработка критического склада ума и современное общество

Человеку, живущему в современном обществе, постоянно пытаются навязать чужое мнение. Следует критично относиться к информации, получаемой из:

  • рекламы;
  • уст агитаторов.

Сведения, распространяемые среди людей, не всегда являются правдивыми. Необходимо научиться отличать правду от лжи и не доверять всему слепо.

Человек должен помнить о перспективах. Любая ситуация должна оцениваться критично, а план действий обдумываться трезво. Не следует завышать или занижать самооценку. Требуется трезво понимать свои возможности и действовать, исходя из них. При этом следует заниматься самосовершенствованием. Чтение книг, занятия спортом, получение новой информации и обучение навыкам могут поднять человека на новый уровень. Бывает, что поведение человека диктуется негласными правилами. Их знание ведет к принятию правильного решения и поведения. При незнакомой ситуации или нахождении в чужой культуре, необходимо проявить наблюдательность или расспросить тех, кто ближе знаком с ситуацией. Негласные правила современного мира необходимо изучать.

Разговор является лишь составной частью общения, которое ежедневно происходит общения между людьми. Существует обмен невербальными знаками. Необходимо знать и уметь применять разновидность общения на практике. Если человек мило улыбается и ведет себя дружелюбно, но при этом стремится доставить боль собеседнику при рукопожатии, следует подвергнуть сомнению искренность данного человека. Если слушатель утверждает, что ему интересно повествование, но при этом откровенно зевает и всем своим видом показывает скуку, у докладчика появляется весомый повод усомниться в словах.

Если на человека давят, то, чтобы не ошибиться в принятии решения, следует остановиться и подумать, взвесив все за и против. Быстрое решение под чужим напором не всегда верное. Научившись анализировать, прежде чем доверять, человек сделает большой шаг на пути развития критического мышления.

Чувства и способность мыслить критически

Чтобы научиться мыслить критически, человек должен стремиться не поддаваться чувствам и общественному мнению. Ярлыки и стереотипы способны сбить с толку и привести к неверным выводам. Перед принятием важного решения, следует узнать как можно больше о всех его аспектах.

Негатив – чувство, способное сбить с толку любого. Часто человек слишком критичен к себе. Надо постараться заменить негатив на позитив. Это не только благотворно повлияет на решение, но и повысит самооценку.

Встав на путь саморазвития, не следует забывать об общечеловеческих чувствах. Нельзя осуждать других, не поняв конкретную ситуацию и действия другого человека в определенных условиях. Сопереживая, можно принять правильное решение. Осудив человека, не разобравшись в ситуации, впоследствии можно сильно пожалеть. Решая чью-то судьбу, следует поставить себя на его место. Стараясь понять поведение других людей, можно научиться правильно мыслить и принимать решения.

Факты, влияющие на принятое решение, должны быть неоднократно проверены. Пунктов для анализа должно быть много. При недостаточном количестве фактов, решение может быть принято неверно. Необходимо получить как можно больше информации из надежных источников.

Важный навык – умение выслушать. Часто человек задает вопрос, а другой просто пропускает его слова. Озабоченность мыслями не позволяет сосредоточиться и вникнуть в важные вещи. Этот простой навык развить очень трудно. Если слушать внимательно, то можно получить больше полезной и важной информации.

Учимся думать нелогично

В книгах по философии описывается логическое мышление, а также приводится пример его искажения. В современном мире ценится креативность и оригинальность. Необходимо разбираться в этом и трезво оценивать жизненные примеры.

Во время выработки критического хода мыслей, на помощь может прийти 6 чувство. Догадки о вещах, событиях, поступках существуют и на подсознательном уровне. Интуиция не подвержена логике, но она ценна в качестве дополнения в принятии решений.

Плюсы умения мыслить критически

Считается, что критическое мышление – естественный процесс, обычный ход мыслей. Однако в жизненных ситуациях люди отклоняются от этого. Воспитать и развивать мышление – значит повысить качество жизни, принимать правильные решения и добиваться успехов в жизни. Ход мысли формирует правильный взгляд на мир и развивает логику.

Развитие мышления дает много преимуществ. К ним относятся:

  • способность делать правильные выводы;
  • умение собирать нужную информацию;
  • способность обосновывать и рассуждать;
  • умение четко знать проблему;
  • умение использовать идеи;
  • взаимодействие с людьми;
  • умение использовать альтернативное мышление.

Выработав критический склад ума, человек начинает мыслить направленно, с корректированием своих выводов. Такое мышление отличается от стандартов и позволяет решать сложные задачи.

Чтобы осмысленно действовать и о чём-либо рассуждать, собственным опытом не ограничиться. Аргумент «так делали всегда» стремительно вышел из моды с распространением всеобщей грамотности и массовой печати, поэтому тоже не работает так хорошо, как прежде. Сегодня наши поступки во многом определяются тем, что мы где-то услышали или прочитали.

Но даже эксперты то и дело ошибаются, не говоря уже о том, что всегда найдётся много желающих воспользоваться нашей доверчивостью: от предприимчивых торговцев исцеляющими браслетами и уникальными лечебными методиками до недобросовестных политиков, нуждающихся в общественной поддержке. Поэтому каждый из нас в меру своих сил пытается фильтровать окружающую информацию, отделять истинное от ложного и неточного.

Золотое правило журналистики - «сначала упрости, потом преувеличь». Согласно одной байке, в 50-е годы это правило выдал своим сотрудникам главный редактор The Economist. Сегодня оно применяется как никогда широко, и пользуются им далеко не только журналисты.

Каждый старается выработать для себя правила поведения, которые позволили бы ему маневрировать в информационном потоке, не подцепив по пути слишком уж вредные мыслительные вирусы. Некоторые делают это тщательно и постоянно, другие не обращают особенного внимания на такую защиту и предпочитают плавно дрейфовать по течению. Но было бы разумнее руководствоваться хотя бы примитивной техникой безопасности - правилами мышления, которыми можно пользоваться осознанно и систематически.

Очень часто мы встречаемся с утверждениями, в которых чувствуется какой-то недостаток. «Здесь что-то не так» - думаем мы и решаем, что лучше держаться от этих утверждений подальше. Понять, что именно не так с сомнительными рассуждениями, обосновать свою критику и выдвинуть собственные аргументы помогают навыки критического мышления.

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы» , авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали.

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

Настоящая и ненастоящая критика

Базовая структура любого аргумента задаётся следующей моделью: дела обстоят X, потому что Y. Есть то, что нам пытаются доказать, и есть то, с помощью чего это делают. Относиться к материалу критически - значит научиться отделять одно от другого и внимательно относиться к их соотношению. Можно ли сделать другие выводы, основываясь на тех же самых данных? В какой степени приведённые доводы обосновывают авторское заключение?

Отвергать чужое умозаключение просто потому, что оно нам не нравится - не значит относиться к нему критически. Это значит просто не понять его сути.

Иногда даже самые разумные и просвещённые люди поддаются искушению смотреть на вещи упрощённо. Часто это связано со стигматизацией и делением на «своих» и «чужих» - именно на этом строится значительная часть нашего обыденного социального опыта, в котором есть место и бытовому расизму, и дискриминации по полу, и интеллигентскому снобизму.

Ещё одна ошибка, которая часто лежит в основе наших ложных умозаключений - это миф о «правильных ответах».

На многие вопросы действительно есть единственный относительно точный ответ. К примеру, нет необходимости дискутировать о том, каково расстояние до Луны - можно просто узнать это в справочнике. Но большинство вопросов требуют размышления, и ответы на них могут быть самыми разными. Поэтому недостаточно просто навести справки в авторитетном источнике: нужно оценить, насколько убедительно обосновываются приводимые данные и попытаться выстроить собственную цепочку рассуждений.

Как читать тексты: базовая структура рассуждения

Любой текст - письменный или устный - должен содержать в себе некоторые базовые элементы, без которых автор рискует не донести своё сообщение до адресата.

Конечно, в текстах СМИ или наших обыденных разговорах мы легко справляемся и без них. Но если мы хотим вести осмысленный разговор, из которого последуют определённые выводы, мы как минимум должны обратить своё внимание на то, как строится рассуждение. Ниже приведены основные из этих элементов. Этот список можно использовать в качестве координатной сетки, которую можно накладывать на любое развёрнутое рассуждение. И это действительно сильно упрощает жизнь.

  • Цель
    Любой текст пишется или произносится с определённой целью. К кому обращается автор, в чём он пытается убедить аудиторию? Если текст пишете вы сами, проверяйте, не отклонились ли вы от заданной цели. А для начала поймите, имеет ли она для вас какое-то реальное значение, и стоит ли вообще затраченных усилий.
  • Проблема
    Проблема - это не то, в чём автор дал маху, а те вопросы, на которые он намеревается ответить. Нужно отделять те вопросы, которые имеют чёткое решение, от тех, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения. Кроме того, крупные вопросы необходимо делить на более мелкие части, чтобы не уходить в пустые абстракции.
  • Допущения
    Это те предпосылки, которые автор принимает как сами собой разумеющиеся. Неосознанные допущения могут поставить автора или аудиторию в неловкую ситуацию, которая иллюстрируется известным анекдотом, в котором человека спрашивают, перестал ли он пить коньяк по утрам. Когда мы что-то пишем или читаем, нам необходимо задуматься о том, в чём заключаются эти допущения и насколько они справедливы.
  • Точка зрения
    Мы все смотрим на вещи с ограниченной и частной точки зрения. Достижение абсолютной объективности невозможно не только потому, что все мы люди со своими особенностями, но и потому, что любую вещь можно осмыслять с разных сторон. «Уловка Бога», то есть претензия на полное и непредвзятое знание, остаётся именно несправедливой уловкой: никому просто не хватит ресурсов, чтобы достичь знания этого уровня и качества.
  • Данные
    Любое утверждение должно подкрепляться релевантными, то есть относящимися к теме данными. К примеру, говоря о вреде ГМО, необходимо ссылаться на научные исследования или их научно-популярные переложения, а не на мнения соседей по подъезду. Нужно также проверить, насколько приводимые данные относятся к проблеме, которую мы рассматриваем - не ушли ли мы от неё куда-то в сторону?
  • Концепции и идеи
    Концепции - это мыслительные инструменты, без которых нам никак не обойтись. Как бы мы ни хотели говорить о «реальных вещах», для этого нам в любом случае необходимы искусственные модели и выдуманные понятия. Проблема только в том, что они должны быть выбраны правильно и чётко определены - в этом ключевое отличие объективного знания от мнений и субъективных наблюдений.
  • Выводы и интерпретации
    Это те способы, которыми вы извлекаете из данных смысл. Обратите внимание, что зачастую есть другой способ осмыслить ту же самую информацию. Если это так, то данных, возможно, просто недостаточно для того, чтобы сделать осмысленное заключение. В этом случае лучше сказать об этом прямо, чем выдвигать необоснованные предположения.
  • Следствия
    Что будет, если мы примем основные положения и выводы автора всерьёз? Какие позитивные и негативные последствия из них вытекают? Часто можно увидеть, что на первый взгляд разумные аргументы вызывают противоречивые или бессмысленные последствия - именно на этом строится риторический приём «доведение до абсурда».

Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать.

  1. если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
  2. если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
  3. когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором». Но нет ли чего-то несправедливого в таких строгих установлениях?

Как мы уже говорили, эксперты тоже могут ошибаться, и далеко не для всякой ситуации есть чёткая позиция, базирующаяся на железобетонной истине. Что же касается третьего пункта, жизнь часто вынуждает нас действовать в условиях неопределённости: далеко не всегда мы можем просто стоически воздержаться от суждения, дожидаясь мудрых экспертов, которые всё расставят по своим местам.

Полагаться только на экспертные заключения, с порога отметая всё прочее, - значит приветствовать интеллектуальную пассивность всех, кроме горстки избранных, обладающих «истинным знанием». Гораздо разумнее было бы воспользоваться навыками и принципами критического мышления, которые действительно может освоить каждый.

В первом уроке курса по критическому мышлению мы поговорим о том, какими нужно обладать навыками и компетенциями для его успешного развития и использования в повседневной и профессиональной жизни. В частности мы с вами побеседуем о том, что такое критическое мышление, и рассмотрим навыки и свойства, составляющие его основу. Также вы узнаете о пользе его применения в учебе и работе и пройдете тест, из которого станет ясно, какое место оно занимает в вашей жизни на данный момент. Эта информация будет для вас крайне полезна, и начать свое обучение критическому мышлению следует именно с нее.

Что такое критическое мышление

Многие люди сталкиваются с трудностями в логических и последовательных рассуждениях. Но очень важно понять, что навыки рассуждения, как и любые другие, можно и нужно в себе развивать. Изначально для этого стоит разобраться в том, что вообще такое критическое мышление, и начать применять на практике его приемы.

Если обратиться к книге Дайаны Халперн - американского психолога и специалиста в области психологии мышления, можно увидеть, что критическое мышление представляет собой целый комплекс основополагающих навыков, таких как способность давать оценки, делать заключения, интерпретировать и анализировать, наблюдать и т.д. Кроме того, критическое мышление использует логику и базируется на рядке критериев интеллектуальности: ясности, правдоподобии, точности, глубине, значимости, кругозоре и справедливости. Составными частями, пусть и в меньшей степени, здесь являются еще и ценностные установки и творческое воображение.

Говоря несколько иначе и проще, критическое мышление можно охарактеризовать как познавательную активность, связанную с применением разума и интеллектуальных способностей. Когда человек мыслит критически, оценивает и анализирует полученные данные, он использует внимание, категоризацию, выбор, суждение и другие подобные мыслительные операции. Применение же критического мышления предъявляет человеку ряд требований.

Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Рассматривая критическое мышление в качестве процесса обдумывания, мы увидим, что оно требует от человека наличия немалого количества навыков. К таковым относятся:

  • Умение определять позицию другого человека, его аргументы и выводы
  • Умение оценивать свидетельства альтернативной позиции
  • Умение беспристрастно и объективно оценивать противоположные аргументы и свидетельства
  • Умение выявлять неверные и ложные противоположения, видеть подводные камни, читать между строк
  • Умение распознавать приемы, использующиеся для придания конкретной позиции большей привлекательности по сравнению с другими, к примеру, всевозможные или ложную логику
  • Умение организованно размышлять и дополнять процесс обдумывания логикой и проницательностью
  • Умение определять достоверность и обоснованность выводов, руководствуясь разумными допущениями и твердыми свидетельствами
  • Умение обобщать информацию и объединять суждения о доказательствах для формирования собственного мнения
  • Умение представлять свою точку зрения в обоснованной, организованной и убедительной форме

В 1987 году один из лучших американских педагогов Роберт Эннис также сумел определить способности и установки, связанные с критическим мышлением. Ими являются:

  • Способность к скептическому рассмотрению вещей
  • Способность к рассуждениям

Разговор о развитии критического мышления будет неполным, если мы не упомянем о скептицизме. С позиции критического мышления скептицизм предполагает то, что человек подвергает некоторому сомнению абсолютно все, с чем сталкивается. Это вовсе не значит, что он не верит всему, о чем слышит или что видит - он просто признает тот факт, что его взгляды могут измениться, если он получит какие-либо дополнительные сведения.

Критическое мышление предлагает применять сомнения и скептицизм конструктивно, оценивая всю имеющуюся информацию. Благодаря этому мы можем выдвигать более обоснованные и объективные суждения на тему того, что мы считаем продуктивным, правильным, верным и наоборот. Также это значительно повышает эффективность принимаемых нами решений.

Есть люди, кажущиеся боле доверчивыми по сравнению с остальными, а есть те, кто настроен более скептично. Причина кроется как в личных качествах, так и в жизненном опыте человека. Но критическое мышление не является ни врожденной особенностью, ни чертой характера - это конкретный метод, позволяющий интерпретировать события определенным образом. Скептики могут применять упорядоченный подход, а доверчивые люди - просто конструктивно подвергать все сомнению.

Что же касается рассуждений, то здесь в большей степени речь идет о рациональном мышлении. Рациональность предполагает использование причин для объяснения явлений, событий, фактов. И рассуждения, как правило, всегда начинаются именно от себя. Выглядит это примерно так:

  • Изначально человек находит причины: почему он верит во что-то или делает что-то (при этом он осознает, что именно это за причины)
  • Затем он критически оценивает свои действия и убеждения
  • В итоге он может объяснить причины своих действий и убеждений окружающим

На первый взгляд все это очень просто, ведь нам кажется, что мы знаем, почему и во что именно мы верим. Но в некоторых случаях нас начинают одолевать сомнения, вследствие чего собственные убеждения уже не кажутся такими истинными. В глаза начинает бросаться тот факт, что в действительности мы понятия не имеем о полноте информации, которой владеем, и начинаем думать: быть может, все, что мы слышим или видим - это лишь одна из вариаций?

Бывают также и случаи, когда у нас нет уверенности в том, правильно ли мы что-то объясняем и верно ли действуем. Поэтому необходимо прибегать к развитию наблюдательности и изучать основания своих собственных рассуждений, убеждений и действий, т.к. только они помогут нам провести какой бы то ни было критический анализ.

Но нельзя забывать и о том, что критическое мышление - это в основном критический анализ рассуждений окружающих. Чтобы его проводить, мы должны не только уметь находить основной аргумент другого человека, но и быть в состоянии анализировать и оценивать его детали.

Любое рассуждение, как собственное, так и чужое, состоит из анализа свидетельств и составленных на их основе выводов. Свидетельства поддерживают выводы. Вот, например, вы считаете, что сегодня прохладно. Вы говорите кому-то об этом, но он с вами не согласен, и интересуется, с чего вы это взяли. В доказательство вы можете привести показания термометра и свои собственные наблюдения за погодой на улице. В этом случае вашими свидетельствами станут лед на земле и столбик термометра на низком уровне.

А когда мы критически анализируем суждения других людей, мы можем и должны проводить следующие мыслительные операции:

  • Определять рассуждения и сделанные на их основе выводы
  • Анализировать то, как собеседник выбирал, сочетал и упорядоченно располагал суждения (так мы определим ход рассуждения)
  • Оценивать, в какой степени рассуждения подтверждают выводы
  • Оценивать обоснованность и доказательность рассуждений
  • Определять неточности в процессе рассуждений

Рассуждения, подобные рассмотренному нами примеру с погодой, мы применяем буквально ежечасно в обычной жизни. Но на учебе или в работе нам необходимы несколько иные рассуждения - обладающие формальной структурой (к примеру, отчеты, доклады). И для формирования таких рассуждений требуются дополнительные навыки, а именно:

  • Навык выбора и структурирования рассуждений (нужен для подтверждения вывода)
  • Навык последовательной аргументации
  • Навык применения логического порядка
  • Навык эффективного применения речевых средств (нужен для представления процесса рассуждений)

Каждый, кого интересует развитие критического мышления, должен уделять особое внимание развитию трех базовых компетенций, на которых основываются все остальные. Среди этих компетенций:

  • Умение мыслить. Критическое мышление - это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, дифференцированию, сравнению и противопоставлению (рекомендуем вам ознакомиться с интересным материалом на эту тему ).
  • Контроль эмоций. Критическое мышление является беспристрастным процессом, но в любой момент могут возобладать эмоции. Это нормально, ведь нередко приходится делать выбор между разными позициями и точками зрения. Иногда могут выбить из колеи свидетельства, которые для нас неприемлемы, или неожиданные аргументы. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность только ухудшает ситуацию, и умение контролировать свое эмоциональное состояние является полезным и эффективным навыком, т.к. оно позволяет спокойно привести логические доводы и убедить собеседника (советуем изучить наши материалы по управлению эмоциями - вы найдете их и ).
  • Исследования и знания. Даже умея мыслить критически, не всегда можно отыскать хорошие и убедительные доказательства, не разбираясь в предмете. Критическое мышление - это еще и навык проведения собственных исследований. Помните, что способность находить данные по какому-либо вопросу облегчит вам жизнь, ведь вы будете в состоянии фиксировать важную информацию и приводить альтернативные доказательства, свидетельства и объяснения (в дополнение к этому обязательно почитайте нашу статью о - из нее вы почерпнете массу полезной информации, которая безусловно пригодится вам на практике).

Критическое мышление, помимо всего прочего, требует от человека наличия аккуратности и точности, а также неуемного стремления найти правильный ответ. А значит это вот что:

  • Быть объективным, т.е. уметь поступиться своими личными предпочтениями, убеждениями и интересами в процессе беседы, чтобы лучше разобраться в теме и прийти к более точному результату
  • Рассматривать предмет с разных сторон, т.е. исследовать информацию с разных точек зрения
  • Повторять, т.е. несколько раз обсуждать один и тот же вопрос, чтобы учесть максимальное количество деталей
  • Быть внимательным к деталям, т.е. развивать наблюдательность и уделять время обнаружению даже самых мелких подробностей, способных привести к прояснению вопроса в целом
  • Определять тенденции и закономерности, т.е. анализировать, упорядочивать информацию и выявлять повторения и сходства
  • Рассматривать отдаленные перспективы и возможные результаты, т.е. иметь в виду, что представляющееся верным сейчас может попасть под сомнение через некоторое время

А еще одной важнейшей компетенцией, способствующей развитию эффективного критического мышления, является не что иное, как самоанализ. Способность критически мыслить, как мы уже говорили, означает способность выносить точные суждения. На этот процесс воздействуют многие факторы, и знать о них следует непременно, т.к. получить без этого знания объективные сведения о происходящем очень и очень проблематично.

Эти факторы могут быть совершенно разными. Так, можно выделить убеждения, пристрастия, предубеждения, стереотипы, склонности, предположения; все то, что приемлемо и нормально для нас, и все те понятия и личные качества, в которых мы никогда не сомневаемся.

Человек, умеющий мыслить критически, предельно восприимчив к своим слабым и сильным сторонам. Он способен размышлять и давать оценку своим интересам, знаниям, мотивации, уровню компетентности и т.д. Он не пренебрегает сомнениями в своих взглядах и проверкой подтверждающих их свидетельств.

Для осознания своих недостатков всегда нужно мужество. Узнать о себе нечто новое (и не всегда приятное) может быть болезненно, т.к. большая часть людей склонна думать о себе лишь в положительном ключе. То же касается и собственной системы убеждений и ценностей - человек воспринимает то, во что он верит, как часть своей натуры, и сомнению это подвергается с трудом.

Не будет лишним заметить, что в результате критического мышления человек рискует оказаться по другую сторону баррикад, а значит, есть и риск разойтись во взглядах с родными, близкими, друзьями, коллегами. Отстаивание своей точки зрения - прерогатива смелых и мужественных людей, в особенности при вероятности ошибочности своей точки зрения.

Исходя из всего этого, умение проводить качественный и объективный самоанализ, наряду с прочими рассмотренными выше навыками и умениями, является одной из важнейших компетенций в ракурсе критического мышления. И в первую очередь нужно и трезво и беспристрастно относиться к своим недостаткам и отрицательным чертам, и по возможности, если уж не устранять их, то серьезно прорабатывать - делать так, чтобы они не мешали вам в анализе событий, явлений и фактов.

Критическое мышление, если оно развито правильно и в достаточной степени, предлагает человеку серьезные личностные преимущества по сравнению с другими людьми. Критически мыслящий человек может намного проще совершать правильный и обдуманный выбор, всегда и везде имеет свое собственное мнение и умеет его отстоять и обосновать, способен не просто слушать, но слышать окружающих людей. Такой человек может делать выводы, основываясь на анализе своего опыта и опыта других, никогда не делает выводов, опираясь на непроверенную информацию, гораздо со стороны.

Развивая вышеназванные навыки и компетенции, человек не просто учится критически мыслить, он научается взвешенно и четко оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации, становится открытым для новой информации и более спокойным при столкновении с чем-либо неизвестным. И, что не менее важно, критически мыслящий человек умеет признавать свои ошибки и ошибочность своего мнения, и с уважением относится к мнению других людей, даже если оно идет вразрез с его собственным.

Польза критического мышления проявляется не только в личной жизни, но и в профессиональной сфере деятельности и учебе, воздействуя и на общение человека с окружающими, и на понимание вещей, и на личную эффективность, и на многие другие составляющие. И, беря во внимание важность этого вопроса, мы хотим предложить вам несколько рекомендаций по развитию критического мышления и его применению в учебе и работе (собственно, и в личной сфере данные советы тоже будут незаменимы).

Учитесь понимать

Критическое мышление - это превосходный инструмент для более глубокого понимания вещей, с которыми мы сталкиваемся. Например, на учебе это может быть некая дисциплина, ее основные теории и аргументы; в работе - сфера исследования, область деятельности и т.п. Довольно часто подобные объекты внимания обсуждаются на семинарах, презентациях, и других мероприятиях, преследующих цель получить оценку и интерпретировать результаты.

Одним из лучших методов достижения понимания можно назвать самостоятельное выполнение или же повторение (воспроизведение) исследований. Но, как и следует полагать, в учебных заведениях и на работе (как, впрочем, и в повседневной жизни) у нас не всегда есть время изучить все, с чем мы сталкиваемся. Поэтому альтернативой глубокому пониманию, приходящему через время и достигающемуся через эксперименты и жизненный опыт, может стать использование критического анализа исследований и работ других людей.

Все, что требуется для осуществления этого способа - научиться критически анализировать сделанное другими людьми. Но для кого-то это вполне просто, а для кого-то - сложно, и он без сомнений, не проверяя и не анализируя, принимает на веру любые результаты. Обучение критическому мышлению предполагает простой выход из подобных ситуаций и применимый к любой области. Нужно лишь задать два вопроса: «Откуда я это узнал?» и «Почему я верю, что это так?».

Такой подход эффективен и для студента, и для менеджера, и для бизнесмена, и для любого обычного человека, безоговорочно доверяющего исследованиям, которые основаны на устаревших данных, ложных рассуждениях, недостоверной выборке и т.п. Многие данные, выпавшие из контекста и ставшие неактуальными, зачастую берутся в качестве истинных в течение десятилетий, но с текущим положением дел уже ничего общего не имеют, и это нужно учитывать (более подробно о работе с данными и источниками мы поговорим в шестом уроке).

Изучайте плюсы и минусы

Критика, в каком бы контексте мы ее не рассматривали (академическом, профессиональном, повседневном) означает проведение анализа и положительных и отрицательных сторон чего-либо. Необходимо научиться находить как недостатки, так и преимущества, а также убедительные аргументы в пользу того и другого. Только это даст возможность адекватно оценить, что эффективно, правильно и действенно, а что - нет.

Грамотная критическая оценка предоставляет человеку заключение, по какой именно причине нечто считается плохим или хорошим, почему это нечто не работает или, напротив, имеет успех. Помните, что банальное перечисление плюсов и минусов здесь не пройдет - все их нужно подвергнуть скрупулезному изучению.

Ничего не упускайте и стремитесь к всесторонности

Почти в каждой области человеческой деятельности необходимо стремиться к критической оценке всего увиденного, услышанного, прочтенного и т.д. И это актуально даже в случаях с общепризнанными научными теориями, проверенными фактами, неопровержимыми доказательствами. Именно это можно назвать профессиональным критическим мышлением.

Старайтесь подвергать сомнению и критической оценке абсолютно все: теории, факты, области исследований, мнения, данные, методологию, инструментарии и т.д. Но не забывайте и о том, что могут быть исключения. К примеру, практически все, что касается религии, никогда не подвергается сомнениям или обсуждениям. Это нетипично, но все же имеет место быть. Впрочем, есть люди, которые мыслят критически даже здесь.

Оценивайте рассуждения и действия, но не человека

Необходимо понять, что идеи, работы, теории и действия не должны отождествляться с людьми, которые с ними связаны. Критический анализ никогда не может быть свободен от личного внимания людей, ведь люди всегда принимают замечания, критику и похвалу за свои творения на свой счет.

Когда мыслите критически по отношению продукта деятельности кого-то из окружающих, стремитесь прибегать к тактичности и конструктивному подходу. Любые замечания, в особенности те, что могут быть неприятны адресату, должны быть представлены так, чтобы он понял и принял их.

Избегайте крайностей

Как в обыденной жизни, так и в учебе и на работе люди часто впадают в крайности и воспринимают все только как правильное и неправильное, хорошее и плохое, белое и черное. Но в большинстве ситуаций во всем, что касается профессиональной сферы, науки или образования, следует принимать вещи в качестве совокупности явлений или вероятностей.

К примеру, одной из задач высшего образования является научить человека задавать сложные вопросы, предполагающие сложный и развернутый ответ. Подобное можно найти и в большинстве специальностей.

Исходя из этого, помните, что ответить на многие вещи однозначно нельзя, как и оценить их как единственно хорошие или плохие. Чем больше мы изучаем что-либо, тем явнее становится тот факт, что дать однозначный ответ на вопрос очень трудно. Вспомните слова : «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Работайте с сомнениями и двусмысленностью

Сегодня мы можем зайти в интернет и в течение считанных секунд получить ответ на любой заданный вопрос. Но в тех же научных дисциплинах встречаются вопросы (особенно в новых сферах), ответы на которые специалисты ищут годами и даже десятилетиями (да и гарантии получения ответов нет никакой). Так что если вы приверженец готовых ответов, с применением критического мышления у вас может возникнуть дискомфорт.

Одновременно с этим не следует полагать, что двусмысленные и неопределенные ответы - это нечто неприемлемое. К примеру, если вы пишите статьи для сайтов или журналов, вы просто обязаны искать проверенную информацию, основываясь на всех нюансах предмета, изученных подробно и детально. Точно так же и в учебе - если вы студент, вы должны учиться работать с данными, полученными учеными и специалистами, чтобы быть в состоянии аргументировать свои рассуждения.

В любой академической деятельности и работе (сюда же можно отнести профессиональные научные исследования, в том числе для сфер промышленности и бизнеса), будучи исследователем, вы должны иметь в виду, что:

  • Точного ответа может и не быть
  • На поиски ответа могут уйти годы
  • Найденный ответ может прояснить лишь небольшой аспект всего вопроса

В случае с обучением, если вы студент, критическое мышление будет для вас означать:

  • Поиск наиболее точных и достоверных свидетельств по интересующему вопросу
  • Оценку качества свидетельств, способных доказать те или иные утверждения
  • Составление промежуточных выводов с основой на факты
  • Построение такой линии рассуждений, которая сможет провести слушателей, собеседников или читателей к выводам через доказательства
  • Поиск и выбор самых эффективных примеров
  • Использование точных фактов с целью иллюстрации доказательств

Обучение критическому мышлению - процесс, конечно же, непростой. Несмотря на это, он очень увлекателен и интересен, особенно если вы не занимались этим раньше. На вашем пути будет множество любопытных открытий, ведь вы начнете замечать изменения в своем собственном мыслительном процессе, реакциях на поступающую к вам информацию, взаимодействии с людьми в повседневной жизни.

А чтобы понять, насколько вы подготовлены к развитию критического мышления, а также определить, пользуетесь ли вы им уже сейчас, мы предлагаем вам пройти небольшой опросник и ознакомиться с результатами.

Опросник по критическому мышлению

Итак, опросник состоит из 25 утверждений, касающихся вашей самооценки. Все, что от вас требуется, - это дать один из предложенных ответов и оценить его по четырехбалльной шкале:

  • «Полностью согласен»- 4 балла
  • «Согласен» - 3 балла
  • «Частично согласен» - 2 балла
  • «Не согласен» - 1 балл
  • «Полностью не согласен» - 0 баллов

Ознакомьтесь с утверждениями и запишите ответы на листок:

  1. Я без стеснений выявляю слабые места в работе профессионалов и знатоков
  2. Мне легко оставаться сфокусированным на требованиях текущей задачи
  3. Я понимаю разницу в трактовке слова «аргумент» в ракурсе критического мышления
  4. Я способен проанализировать структуру аргументации
  5. Я могу критиковать кого-то, при этом не чувствуя себя «плохим» человеком
  6. Я понимаю, что такое ход рассуждения
  7. Я осознаю, что мои настоящие убеждения способны воздействовать на обсуждаемую проблему
  8. Я способен определять ход рассуждений в дискуссии
  9. Я способен распознавать признаки какой-либо стадии в споре
  10. Я без проблемы выделяю ключевые моменты в изучаемом материале
  11. Я легко выстраиваю свою позицию, компоную факты в нужной последовательности
  12. Я могу выявлять недопустимые методы, использующиеся для убеждения
  13. Я могу читать между строк
  14. Я могу легко оценить факты, поддерживающие какое-либо мнение
  15. Как правило, я всегда внимателен к мельчайшим деталям
  16. Я способен грамотно рассмотреть разные позиции
  17. Если мне не хватает информации, я могу обратиться к дополнительным материалам
  18. Я в состоянии грамотно представить свои аргументы
  19. Я могу распознавать структуру аргументов
  20. Для меня просто различить описательный материал от аналитического
  21. Для меня просто увидеть непоследовательность в споре
  22. Я вижу закономерности и тенденции
  23. Мне предельно ясно, что мое воспитание и внутренние установки способны вызвать предубеждения против какого-либо мнения
  24. Я способен давать оценку источникам материалов
  25. Мне понятно, почему в научных трудах есть термины, которые могут по-разному толковаться

Теперь дайте оценку своим ответам по обозначенной шкале и посчитайте количество баллов (общая сумма не должна превышать 100 баллов).

Интерпретация результатов

При оценке утверждений и расстановке баллов вы можете столкнуться с дополнительными вопросами на тему то, что вы знаете о критическом мышлении, а что вам неизвестно. Имейте в виду, что чем ниже будет ваш результат, тем больше это свидетельствует о том, что ваше умение мыслить критически требует тренировок.

БОЛЕЕ 75 БАЛЛОВ: Вероятнее всего, критическое мышление уже уверенно применяется вами. Данное качество очень ценно, и оно помогает вам в вашей жизни и деятельности, которой вы занимаетесь. Однако если ваш результат менее 100 баллов, вам есть, над чем еще потрудиться. Наш курс - вам в помощь!

ОТ 45 ДО 74 БАЛЛОВ: Критическое мышление, несомненно, присуще вам, но необходимо систематически оттачивать свои навыки и овладевать новыми умениями. Регулярно проводите самоанализ, ищите свои слабые стороны и работайте над собой. Обязательно продолжайте проходить наш курс.

МЕНЕЕ 45 БАЛЛОВ: Ваше умение мыслить критически проявляется очень слабо, и вам нужно собирать как можно больше информации на эту тему и уделять максимум времени обучению. Читайте материалы по теме, изучайте тонкости и особенности критического мышления, прививайте себе недостающие навыки, овладевайте новыми компетенциями. Как можно внимательнее проходите данный курс.

Теперь у вас есть приблизительная информация о том, насколько серьезно вы владеете критическим мышлением, а также знания о базовых навыках и компетенциях, необходимых для овладения умением мыслить критически. Для начала этого вполне хватит. Далее мы продолжим курс разговором о научном методе: из второго урока вы узнаете, что это такое, как он связан с критическим мышлением, почему полезно использовать его в жизни и как этому научиться.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Навыки критического мышления

Фокусирующие навыки.

1.Определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде в новой информации.

2.Выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации.

Навыки сбора информации.

3.Наблюдение: получение информации при помощи одной или более сенсорных систем.

4.Формирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.

Навыки запоминания.

5.Кодирование: хранение информации в долговременной памяти.

6.Вызов: восстановление информации из долговременной памяти.

Навыки организации.

7.Сравнение: выявление черт сходства и различий разных объектов.

8.Классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков.

9. Представление: презентация новой информации.

Навыки анализирования.

10.Идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации.

11.Идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей.

12.Идентификация главных идей: идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин.

13.Идентификация ошибок: определение логичных заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.

Навыки генерирования.

14.Выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей.

15.Предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации.

16.Разработка: объяснение дополнительных деталей, примеров или другой релевантной информации.

Навыки интегрирования.

17.Эффективное комбинирование информации для формирования новых идей.

18.Реконструкция: переформулирование информации и идей или изменение логики, содержащейся в информации, для формулирования новых идей.

Навыки оценивания.

19.Формулирование критериев оценивания информации или идей.

20.Проверка: проверка правильности утверждений.

Некоторые условия, необходимые для развития

Критического мышления

Для того, чтобы вы могли воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно развивать в себе ряд важных качеств, среди которых:

1. Готовность к планированию.

2. Гибкость.

3. Настойчивость.

4. Готовность исправлять ошибки.

5. Осознание.

6. Поиск компромиссных решений.

Мыслящие люди:

1) умеют решать проблемы;

2) проявляют известную настойчивость в решении проблем;

3) контролируют себя, свою импульсивность;

4) открыты для других идей;

5) умеют решать проблемы, сотрудничая с другими людьми;

6) умеют слушать собеседника;

7) они эмпатичны;

8) терпимы к неопределенности;

9) умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения;

10) умеют устанавливать множественные связи между явлениями;

11) они терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их

Собственных взглядов;

12) они могут рассматривать несколько возможностей решений

Какой-то проблемы;

13) они часто задают вопросы «что, если...?»

14) они умеют строить логические выводы;

15) они размышляют о своих чувствах, мыслях - оценивают их;

16) умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

17) они могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях;

18) они любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;

19) они активно воспринимают информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нра...