Что такое социальная защита населения. Понятие системы соц.защиты населения: факторы становления и развития

План

    Основные цели

    Формы социальной защиты

    Принципы социальной защиты

    Социальное обеспечение

    Социальное страхование

    Социальная помощь

Социальная защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В России за социальную защиту отвечает: Министерство здравоохранения и социального развития России.

Социальная защита - соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др. Профессиональным социальным деятелям, работающим в области социальной защиты населения минимум 15 лет, присваивается почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения РФ».

Основные цели

    избавление от абсолютной нищеты,

    оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях,

    содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики

Социальная защита состоит: социальное обеспечение; социальное страхование;

социальная помощь (поддержка)

Формы социальной защиты – законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы. Государственные формы соц. защиты – льготы.

Льгота – это скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

Налоговая льгота – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц (реже физических).

Основные направления и формы социальной защиты :

    пенсионное обеспечение

    пенсии и пособия

    натуральные выдачи

Принципы

      поощрительности – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те, или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения;

      заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

      патернализма , обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Главная функция социальной защиты

        поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции,

        оперативный механизм защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.

Правовые способы поддержки

        пенсии на детей в случае потери кормильца;

        отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок;

        бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста;

        дополнительные меры социальной защиты многодетных семей;

        предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

    пособие по беременности и родам;

    пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

    единовременное пособие при рождении ребенка;

    ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

    ежемесячное пособие на ребенка;

    единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот.

Социальное обеспечение – государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

    материальное обеспечение граждан в старости, в период временной не

    трудоспособности, при потере кормильца в семье;

    обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям,

    семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Здравоохранение – это отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.

Принципы государственной системы здравоохранения – бесплатность и

общедоступность.

Социальное страхование – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

– установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов

Социальное страхование – форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

    особенностью является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

    построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Виды социального страхования

    Добровольное социальное страхование.

    Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды (принцип неполного самофинансирования).

В случае дефицита данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета.

а) обязательное общее страхование

б) обязательное профессиональное страхование

Социальное страхование

по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.

    Цель Фонда социального страхования Российской Федерации – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

          • Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов.

Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики

Социальная помощь – введена в России Федеральным законом «О государственной социальной помощи», принятым 17 июля 1999 г.

Цель оказания государственной социальной помощи – поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Эта помощь адресная, она обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности (федеральный бюджет, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).

Формы государственной социальной помощи

    денежные выплаты - социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

    натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина.

Решение о ее назначении принимает орган социальной защиты населения.

Программа социальных реформ в России

Основные направления и формы социальной защиты:

    защита трудовых прав и охрана труда

    социальная поддержка безработных

    пенсионное обеспечение

    развитие социального обслуживания

    социальная поддержка граждан, уволенных в запас

    социальная поддержка женщин, детей и молодежи и др.

    социальное обеспечение нетрудоспособного населения

    пенсии и пособия

    натуральные выдачи

    услуги, носящие характер общественного обслуживания и др

    оптимизация структуры денежной формы обеспечения пенсионеров и инвалидов

    укрепление страховых начал в практике социального обеспечения

    формы и методы социальной поддержки безработных

    регулирование занятости в направлении обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы

    государственная служба занятости

Социальная защита

    Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

    Социальная помощь проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

    Социальная помощь это предоставление льгот и преимуществ, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот

    Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием

В широком смысле социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что это – соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.

Основные цели – избавление от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономит.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

Центральный субъект социальной защиты - государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Основные формы социальной защиты :

    законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

    регулирование доходов и расходов населения;

    социальное страхование;

    социальное вспомоществование;

    социальные услуги;

    целевые социальные программы.

Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.

Введение

1.3 Инфраструктура социального обеспечения государства

Заключение

Список литературы

Введение

Экономика и социология труда объединяет две науки, имеющие различные предметы исследования. Предметом экономики труда являются труд в его исторически определенной форме, общественная организация труда. Экономика труда относится к числу конкретных дисциплин, она изучает трудовую деятельность человека и определяет пути повышения ее эффективности. Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, социальные вопросы в сфере труда. Экономика труда и социология труда тесно связаны, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга своими выводами, позволяют получить более дифференцированные представления о сущности труда и его месте в жизни общества и человека.

Методы анализа трудовых отношений включают:

Методы формальной логики – анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, гипотеза и др.,

Общенаучные методы – историко-генетический, математическое моделирование, статистический метод,

Экономические методы – категориальный анализ, метод абстракции и др.

Тема "Социальная защита населения в РФ" как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.

1. Социальная защита населения

Социальная защита – политика и целенаправленная деятельность, а также средства государства и общества по обеспечению индивиду, социальной группе, в целом населению комплексной, разносторонней поддержки в решении различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального восстановления или приобретения.

Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходов населения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные услуги, целевые социальные программы.

1.1 Социальное страхование в РФ

Социальное страхование – институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость), места работы или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением. Существуют две формы социального страхования: обязательное по закону для субъектов страхования (государственное) и добровольное. Типичные виды социального страхования – пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей.

По объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг социальное страхование служит базовым институтом социальной защиты. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8% ВВП.

Современная система государственного страхования в России включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.

В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов между государством, работодателями и трудящимися.

Важным шагом в этом направлении было принятие целого ряда законодательных актов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации Государственного фонда занятости как самостоятельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т. д.

Формирование принципиально новой для нашей страны системы социального страхования (если не брать во внимание короткого исторического периода его существования в 1912-1917 г.г.) происходит на законодательной основе. Приняты новые законы "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1990 г. и 1997 г.), Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (1997 г.), "О Медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1991 г.), "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г.), Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" (1999 г.).

Переход на обязательное медицинское страхование следует также рассматривать как одну из форм социальной защиты граждан в ряду социальных гарантий государства.

Сейчас в РФ возрастает роль внебюджетных государственных фондов социального страхования.

Деятельность внебюджетных фондов строится по-разному. Пенсионный фонд большую часть средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26 % общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования - территориальный, на федеральном уровне сосредоточивается всего 0,2 % при общем взносе 3,6 %. Фонд занятости также формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20 %.

1.2 Реформирование пенсионной системы в РФ

Пенсионная система РФ претерпевает в настоящее время существенные изменения. От пенсионной системы, сформированной на исключительно распределительных принципах, происходит переход к пенсионной системе, построенной на страховых принципах и включающей в себя распределительный и накопительный компоненты. В этой связи особенно важным становится факт появления в пенсионном законодательстве нормативных правовых актов, не только являющихся законодательной основой для назначения и выплаты трудовых пенсий, но и регулирующих финансовые основы пенсионной системы.

Основополагающим документом в этом смысле является Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с учетом последующих изменений и дополнений), который впервые устанавливает правовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и определяет, что право на обязательное пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов. Положениями указанного Федерального закона устанавливаются источники формирования средств для финансирования каждой из частей трудовой пенсии, а также ставки страховых взносов, в соответствии с которыми осуществляется их уплата. Кроме этого, устанавливаются правовые основы формирования бюджета Пенсионного фонда РФ и определяются порядок учета и направления страховых взносов для финансирования накопительной части трудовой пенсии на инвестирование. Последнее является существенным моментом и новацией в пенсионном законодательстве.

Принципы формирования накопительной части трудовой пенсии построены на реализации накопительных механизмов, которые подразумевают сохранение накоплений и их прирост за счет дохода от инвестирования. Конечно, любой человек может вкладывать свои деньги в фондовый рынок и делать это с прибылью для себя или с потерей капитала. Однако средства, направляемые на инвестирование частным инвестором, не идут ни в какое сравнение с ресурсами больших инвесторов, таких как пенсионные фонды, поскольку частный инвестор в большей степени должен принимать в расчет комиссионные посредников, а также нехватку собственного знания фондового рынка. Поэтому, принимая во внимание мировую практику развития пенсионных систем и организацию накопительных составляющих, при реформировании пенсионной системы в РФ было принято решение о следующем порядке формирования трудовой пенсии.

Трудовая пенсия в РФ будет формироваться из трех составляющих:

Базовой части, которая будет иметь фиксированный размер для каждой категории получателей государственных пенсий;

Страховой части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой за него страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

Накопительной части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Формирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться путем уплаты работодателем страховых взносов за каждое застрахованное лицо. Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются в специальной части его индивидуального лицевого счета системы персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и подлежат дальнейшему инвестированию.

Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. "О негосударственных пенсионных фондах". Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страховые взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличение размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондов происходит соединение элементов банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

Структура социальной защиты -- это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечениеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 -- возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29544 -- предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

общедоступность и бесплатность образования;

минимальный размер оплаты труда;

минимальный размер пенсии, стипендии;

социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. -- до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 -- до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны -- 2000 рублей; участники ВОВ -- 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников -- 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень -- 1000 рублей; первую степень -- 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование -- защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html

Существует две формы социального страхования -- обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы -- социальное обслуживание http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров -- в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы -- те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html Эффективность в социальной сфере -- это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат -- это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

  • · Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.
  • · Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти.
  • · Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ.

Структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты:

  • · социальное обеспечение;
  • · социальное страхование;
  • · социальную помощь;
  • · социальную работу;
  • · социальную поддержку;
  • · реабилитацию и адаптацию;
  • · социальные льготы и гарантии;
  • · самозащиту и самопомощь;
  • · систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Центральный элемент и функция системы социальной защиты - социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите.

Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны социума. Система видов социального обеспечения -- это система денежных выплат, натуральной помощи и услуг, предоставляемых гражданам из специальных фондов. В нее включаются блоки, которые могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы:

  • · пенсионная;
  • · денежных пособий;
  • · медицинского обслуживания;
  • · содержания и воспитания детей в детских, дошкольных и оздоровительных учреждениях;
  • · социального обслуживания и социальной помощи.

Каждая из них тоже состоит из компонентов (пенсий разных видов, пособий, натуральных выдач, услуг). Так, пенсионная система включает в себя пенсии по старости, пенсии: по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные; система пособий пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.д.

Социальная помощь - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей.

Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления.

Социальное страхование должно оставаться государственным, носить обязательный характер и охватывать всех граждан и лиц без гражданства, проживающих и работающих на территории данного государства.

Социальные потребности, на удовлетворение которых в первую очередь направлена социальная политика, имеют объединяющее значение. Их удовлетворение должно гарантироваться обществом, государством каждому человеку.

Важная роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Выделяют два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную. Ограниченная социальная защита - обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е. определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.

Абсолютная защита представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан с целью застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, - от возможного снижения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Таким образом, это обеспечение «заслуженного» или «положенного» уровня доходов. Абсолютная защищенность характерна для обществ, в которых осуществляется полный контроль над рынком или рыночные отношения ликвидированы. И в том, и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа.

Социальная защищенность - это комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности. Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и созданными механизмами обеспечения защищенности.

Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.